ГОЛОСА, КОТОРЫЕ НЕ ОТЗВУЧАЛИ

(Воспоминания, размышления, эссе)

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Оставить комментарий

СОТВОРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

Мне повезло: я нашёл себе редактора — умного, тонкого, волевого. Ещё до начала работы над первой книгой стихов в Ростиздате я показал сотруднице областной газеты «Молот» Джичоевой, с которым был знаком, только что написанную поэму о детстве, войне. Называлась поэма «Рассветные дожди», и та, внимательно прочитав её, предложила снять первую главу. «Начинать, — сказала она, — надо сразу со следующей».

Я даже растерялся — мне казалось, что именно эта глава служит развёрнутой экспозицией поэмы. Когда после долгих раздумий посмотрел на дело рук своих как бы со стороны, убедился, что Елена Георгиевна права. Мои «Рассветные дожди» без излишней описательности вступления приобретали и большую энергию, и динамизм.

«Не растекайся мыслями по древу» — эту истину мне напомнили не навязчиво, но твёрдо, без резонёрства и дипломатии. Я много раз удивлялся умению Джичоевой говорить авторам без обиняков всё, что она думает об их работе, не подыгрывая при виде неумелости, не обходя явные огрехи. И странно: никто из пишущих не обижался, потому что за её взыскательной требовательностью стоял редакторский опыт, литературоведческий анализ, чувство композиции и слова.

Опыт аналитического исследования, знания русской и зарубежной классики помогли литературно-критической практике самой Джичоевой. В своей творческой деятельности она руководствуется определением, данным Виталием Сёминым: «Если литература не исследование жизни, то ею просто не стоит заниматься». Взявшийся за перо должен быть максимально правдивым, говорить с читателем только о том, что сам хорошо знает. Писатель, говоря словами В.Г. Белинского, обязан быть сыном своего времени, не бояться жизни, не обходить её конфликтов. Джичоева ценила в творчестве Виталия Сёмина, Константина Воробьёва, Василия Быкова, Василия Шукшина, Павла Шестакова и других близких её сердцу писателей умение самостоятельно дойти до истины, выстрадать её, соотнося слово с реальной действительностью.

Писателю недостаточно объявить источником познания собственное видение. Надо ещё, чтобы это видение было объективным, соответствовало реальности, было подкреплено определённой концепцией, убеждением. В очерке о жизни и творчестве Виталия Сёмина, получившем высокую оценку читателей, Елена Джичоева выступает против пафоса бодрого благополучия, каким в недавние годы были проникнуты многие произведения современных авторов, в том числе критиков и литературоведов. «Они заранее знали, каким должен быть герой, чем следует завершить конфликт, в каких пропорциях должны находиться светлые и тёмные краски и т. д. Это противоположно законам, которое признаёт искусство. Главный из них заключается в том, что к произведениям надо подходить как к отражению живой, противоречивой, непрестанно меняющейся жизни, и, исходя из свидетельств художника, судить и о нём самом, и о жизни, им изображённой» — читаем мы на страницах книги Джичоевой «Преодоление».

Знакомясь с этой книгой, вы почувствуете масштаб личности писателя, жизненный опыт которого стал материалом для его произведений. И окружавших его людей, и повседневные нормы бытия, и всё то, что выпало ему на долю в нелёгкой жизни, писатель сумел сделать предметом исследования важнейших проблем современности. А вот другой взгляд на природу творчества. Любя светлый талант Бориса Изюмского, посвящая ему глубокие аналитические статьи, Джичоева не замалчивает и неудачи автора, когда тот становится на путь облегчённого изображения жизни и вместо правды преподносит читателю некое беллетризованное правдоподобие.

Её взгляды на предназначение литературы, нашедшие отражения в книгах «Преодоление», «Два лика времени», «Серебряная дорога», «Притяжение», «Сотворение художественного», «Два портрета», в статьях и рецензиях опубликованных в литературных сборниках и периодике, в журналах Москвы, Воронежа, Ростова, разделяли писатели Анатолий Калинин, Виталий Сёмин, Владимир Фоменко, Вениамин Жак. С ней переписывались критик С.Э. Бабёнышева, писатель К.Д. Воробьев, критик А.М. Турков. Елена Джичоева платила всем им верной дружбой и благодарной памятью. Она всегда готова отдать последний рубль, чтобы рукописи ушедших из жизни дорогих её сердцу писателей увидели свет. Мало кто знает, что книги Виталия Сёмина «Что истинно в литературе», Павла Шестакова «Между днём и ночью» (размышления о Гоголе) изданы за её счёт.

Нелёгкий характер у Джичоевой. Она человек принципов. Максималистка. Не пойдёт ни на какие уступки, если это противоречит её убеждениям. Её ничто не остановит, если почувствует несправедливость. И в этих случаях она меньше всего думает о том, какие последствия будут для неё самой. Помнится, как во время работы в «Молоте» она вошла в кабинет к главному редактору А.М. Суичмезову и прямо в глаза высказала ему всё, что думала относительно несправедливой и откровенно заказной заметке о поэте Л. Григорьяне. И сколько таких «взрывных» моментов было в её жизни, сколько было нажито врагов и приобретено друзей! Редактируя журнал «Дон литературный», она открыла в своих передачах талантливых поэтов Анатолия Ларионова, Татьяну Фоминову, Викторию Можаеву, Анну Ковалеву, Юрия Ремесника, Валерию Салтанову, прозаиков Сергея Тютюнника, Геннадия Селигенина, Галину Лободину и многих других.

Из многих СМИ Ростова и области «Дон литературный» был и остаётся на протяжении ряда последних лет чуть ли не единственной программой, которая регулярно следит за литературным процессом, активно воздействуя на него, поддерживая всё талантливое, отвергая конъюнктурное, претенциозное, художественно неполноценное. Автора передач отличают безупречный вкус, бескомпромиссность в оценках и отборе материала, умение донести до слушателей главную мысль, сделать её доступной для большинства людей, находящихся у радиоприёмников.

Елена Георгиевна вошла в радиожурналистику во всеоружии писательского и редакторского опыта. После окончания в 1961 году историко-филологического факультета ростовского университета работала в Вёшенской районной газете, в ростовском книжном издательстве, в редакции областной газеты «Молот».

Приняв эстафету из рук коллег-радийщиков В.А. Козловой и Н.М. Скрёбова, новый редактор сумела сохранить в радиожурнале всё ценное, наработанное её предшественниками, и в то же время привнести в подготовку программ свою принципиальность, неуступчивость, чётко обозначенную позицию: неприятие облегчённого подхода к отображению жизни, стремление авторов обойти «болевые точки», подменить трагедию слезливой мелодрамой.

В выпусках «Дона литературного» прозвучали проникновенные передачи, посвящённые памяти Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Владимира Фоменко, Даниила Долинского, Вениамина Жака, Павла Шестакова, Владимира Фролова, Сергея Королёва. Не было ни одного более или менее заметного явления в донской литературе, на которое не откликнулся бы журнал Джичоевой, Обстоятельный разговор состоялся о книгах Василия Воронова, Николая Егорова, Николая Скрёбова, Евгения Комиссарова, Виктора Петрова и других ныне здравствующих литераторов.

Не остаются в стороне и пограничные с литературой виды искусства — театр, музыка, кино, живопись. Яркие запоминающиеся передачи были подготовлены о самобытных художниках из станицы Вёшенской — Надежде и Александре Щебуняевых, о фильмах режиссёров Ростовской студии кинохроники Сергея Стародубцева, Романа Розенблита, Юрия Щербакова, о творчестве звукооператора Нелли Седякиной, о спектаклях ростовских театров.

А какие замечательные репортажи прозвучали с шолоховских, закруткинских, примеровских праздников, которые проходили на вёшенской, кочетовской и мечётинской землях с выступлением фольклорных коллективов — истинных хранителей казачьей песни, с рассказами о местных умельцах, вышивальщицах, мастерах художественной чеканки, гончарах, плотниках, виноделах! «Дон литературный» шаг за шагом раскрывает нам культурное богатство донской глубинки.

Репортаж из Пухляковского Дома культуры смог убедить слушателей в том, как учат педагоги Усть-Донецкого района школьников бережному обращению с певучим русским словом, как взволнованно читают ребята стихи русских поэтов-классиков и современников, как проникновенно исполняют песни своих хуторян и станичников.

Такие же репортажи с «культурных фронтов» велись из Волгодонска и Цимлянска, из Азова и Таганрога…

Подлинным богатством Ростовского радио являются фондовые записи, в которых запечатлена вся история донской писательской организации. Они создавались не одним поколением ростовских радийщиков и служат на радость слушателям по сей день. Ими дорожит журналист и писатель Елена Джичоева, постоянно пополняя фонотеку и заботясь о её сохранности.

Когда из-за финансовых трудностей авторская программа Елены Джичоевой временно исчезла из сетки вещания, встревоженные письма и телефонные звонки полетели в редакцию из самых разных уголков области. Слушатели задавали один и тот же вопрос: когда их любимая радиопередача вернётся в эфир? Радиожурнал «Дон литературный» оказался нужным и сельскому учителю, и библиотекарю, и клубному работнику, и городскому интеллектуалу. Выпусков ждут и начинающий литератор, и опытный писатель.

…По радио «Дон-ТР» звучат аккорды второго концерта для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена, и голос человека, неравнодушного к судьбам людей и книг, снова зовёт нас оторваться от мелочной житейской суеты и обратиться к прекрасному и вечному, к высотам духа. Идёт очередной выпуск радиожурнала «Дон литературный». Жизнь продолжается…




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.