В первый год существования СССР (1923), после окончания Коммунистического института им. Я.М. Свердлова, в административный центр Юго-Востока РСФСР — Ростов-на-Дону — приезжает участник Гражданской войны, молодой драматург, автор сценария первого советского приключенческого фильма «Борьба за «Ультиматум» Владимир Михайлович Киршон.
5 октября по поручению крайкома ВКП (б) он собирает в Ростове группу литераторов, создаёт Ростовскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и берёт на себя руководство этой первой на Дону писательской организацией.
1 января 1924 года краевая газета «Советский Юг» впервые напечатала литературную страницу, на которой были опубликованы произведения поэтов и прозаиков — членов РАПП. Первым коллективным сборником оказался сборник стихов, рассказов и очерков «Памяти В.И. Ленина», подготовленный ростовскими литераторами в кратчайшие сроки после смерти вождя и выпущенный в свет московским издательством «Прибой».
В ноябре 1924 года Юго-Восточный край РСФСР был преобразован в Северо-Кавказский с центром в Ростове-на-Дону. В это время в Ростов из Москвы направлен на партийную и журналистскую работу молодой прозаик, участник Гражданской войны, автор повестей «Разлив» и «Против течения» Александр Фадеев. Заведуя отделом партийной жизни газеты «Советский Юг», он много времени уделял участию в литературной жизни края, активно работал с молодыми авторами, был избран в правление Ростовской ассоциации пролетарских писателей и стал инициатором создания первого литературно-художественного журнала на Дону «Лава».
В июле 1925 года состоялся первый пленум писателей Северного Кавказа. Его задачей было объединение вокруг РАПП писателей всего края. Через несколько месяцев завершилось организационное оформление Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей (СКАПП) с центром в Ростове-на-Дону. Первым руководителем СКАПП был Владимир Киршон. После его отъезда в Москву, где он вошел в правление Всесоюзного объединения Ассоциаций пролетарских писателей, Северо-Кавказскую ассоциацию возглавил Александр Фадеев.
Конец 20-х — начало 30-х годов характеризуются усилением авторитарных тенденций в писательском руководстве. Практически все писатели были вовлечены в работу по идеологическому обеспечению кампаний, проводимых на селе. Многие из них непосредственно занимались хлебозаготовками и ликвидацией безграмотности среди сельской бедноты. Например, повесть руководителя СКАПП Владимира Ставского «Станица» приобрела большую популярность в партийных кругах. Книгу стали рекомендовать как пособие по раскулачиванию и коллективизации.
23 апреля 1932 г. ЦК ВКП (б) постановил: «…объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём». Прекратили своё существование такие литературные организации, как РАПП, ЛЕФ, «Перевал», «Серапионовы братья», Союз крестьянских писателей и другие.
Первый Всесоюзный съезд советских писателей проходил в Москве с 17 по 30 августа 1934 г. Делегатами съезда от Ростовской писательской организации с правом решающего голоса были избраны Александр Бусыгин и Георгий Шолохов-Синявский. С речью на съезде выступил ростовский поэт Григорий Кац.
В начале Великой Отечественной войны многие писатели Дона ушли на фронт, стали военными корреспондентами. В газете19-йармии «К победе!» служили ростовские писатели Александр Бусыгин, Михаил Штительман, поэты Григорий Кац и Григорий Гридов. Они погибли осенью 1941 г., когда редакция попала в окружение под Вязьмой. В одном из боёв за освобождение Крыма погиб Борис Крамаренко. В оккупированном Ростове гестаповцы расстреляли Полиена Яковлева. Такая же участь постигла поэтессу Елену Ширман, схваченную гитлеровцами в приманычских степях.
Период 50-х—60-х годов в литературе, как и в жизни страны, характеризовался двумя сменами идеологической парадигмы: от заката30-летнейсталинской эпохи к хрущёвской «оттепели» и от неё — к брежневскому «похолоданию».
Крупным событием, привлекавшим в те годы внимание писателей Дона, было строительство Волго-Донского судоходного канала, Цимлянского гидроузла, города Волгодонска, оросительной системы в засушливых восточных районах Ростовской области. Освещением строительства в периодической печати занималась большая группа писателей и журналистов, для некоторых из них там началась работа над будущими романами и повестями. При поддержке профессионалов развивалось творчество местных начинающих литераторов. В прозе и особенно поэзии Дона одной из приоритетных оставалась тема Великой Отечественной войны.
В декабре 1954 г. в Москве состоялся Второй съезд писателей СССР. Его делегатами от Ростовской областной писательской организации были Борис Изюмский, Анатолий Калинин, Александр Оленич-Гнененко и Михаил Соколов, выступивший с речью.
К шестидесятому году в Ростовской областной организации Союза писателей состояло 25 человек: П. Аматуни, М. Андриасов, А. Бахарев, И. Василенко, А. Гарнакерьян, Д. Долинский, В. Жак, В. Закруткин, С. Званцев, Б. Изюмский, А. Калинин, П. Лебеденко, П. Максимов, А. Мухарева, М. Никулин, Н. Образцова, А. Оленич-Гнененко, Д. Петров (Бирюк), А. Скрипов, М. Соколов, И. Стальский, А. Фарбер, В. Фоменко, Л. Шемшелевич, Г. Шолохов-Синявский.
В 70-е—80-е годы областная писательская организация проявляет возрастающую общественную активность. Писатели вместе с художниками, композиторами, другими деятелями искусства берут культурное шефство над несколькими новостройками, среди которых Николаевский гидроузел, Шахтинский хлопчатобумажный комбинат, Донецкий экскаваторный завод и другие. Устанавливаются творческие связи писателей Дона с литераторами Плевенского округа Болгарии, журнала «Дон» с венгерским журналом «Альфёльд» (г. Дебрецен), практикуется обмен писательскими делегациями с республиками Северного Кавказа, Кировской областью, Львовом.
Уже в 80-х годах литературный процесс в Советском Союзе испытал на себе столкновение тенденций, предопределивших необратимые изменения в писательском сообществе. Охранительной позиции руководства Союза писателей СССР противостояли стремления к свободе творчества, к преодолению догм и постулатов господствующей идеологии. Если в начале десятилетия было возможно «подавить бунт» группы талантливых писателей, объединившихся для бесцензурного издания сборника «Метрополь», то с началом перестройки такие «карательные меры» ушли в безвозвратное прошлое. Демократически настроенные литераторы объединялись вокруг журналов «Новый мир», «Знамя», «Огонёк», многие были избраны народными депутатами СССР и РСФСР, выступали против командно-административной системы, цензуры, властной монополии КПСС.
Демократическим тенденциям в литературной жизни страны противостояли тенденции консервативного толка в широком диапазоне — от ортодоксальных коммунистов-ленинцев до глашатаев шовинистических идей. Процесс обострения борьбы достиг апогея в августе 1991 г., когда была предпринята попытка насильственного переворота так называемым Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП). После подавления путча, возглавленного вторым и третьим лицами государства (вице-президент В. Янаев и предсовмина С. Павлов), прекратилось партийное воздействие на все сферы жизни. Литература и искусство впервые за весь послеоктябрьский период были предоставлены самим себе.
О важном для столичной литературной элиты, но не существенном для периферии силовом столкновении противоборствующих сил вокруг московского офиса СП РСФСР на Комсомольском проспекте, 13, в Ростове узнали значительно позднее, чем дошли слухи о создании оргкомитета Союза российских писателей.
Новый творческий союз воспринимался значительной частью ростовской литературной общественности как демократическая альтернатива Союзу писателей РСФСР, правление которого в августе 1991 г. оказало моральную поддержку путчистам при их попытке государственного переворота. Существенным для многих литераторов оказалось и то обстоятельство, что у истоков Союза российских писателей стояли Михаил Дудин, Сергей Залыгин, Игорь Золотусский, Анатолий Жигулин, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Юрий Карякин, Юрий Кублановский, Александр Кушнер, Владимир Маканин, Роман Солнцев и другие известные писатели с незапятнанной репутацией.
В сентябре и октябре 1991 г. о своём решении вступить в СРП заявили члены Союза писателей СССР, состоявшие на учёте в Ростовской областной писательской организации: Наталья Суханова, Игорь Бондаренко, Даниил Долинский, Николай Егоров, Игорь Халупский, Павел Шестаков, Виктор Стрелков, Елена Джичоева, Юний Гольдман, Борис Козлов и Николай Скрёбов. Они-то и составили основу регионального отделения нового творческого союза.
21 октября 1991 г. в Москве состоялся Учредительный съезд СРП. В его работе участвовала и ростовская делегация. Первыми «внесоюзными» ростовскими литераторами, принятыми в СРП, были Валерий Пискунов, Леонид Григорьян, Олег Афанасьев, Николай Косенко, Олег Лукьянченко и Владимир Левашов. Начался принципиально новый этап литературной жизни на Дону — сосуществование региональных организаций Союза российских писателей и Союза писателей России.
21 октября 2011 г. исполнилось 20 лет со дня проведения I съезда Союза российских писателей. В этот день отметило своё20-летиеи Ростовское региональное отделение этого творческого союза. Собравшись в Донской государственной публичной библиотеке, писатели помянули добрым словом пятнадцать своих товарищей по литературному труду, ушедших из жизни за эти годы. Их имена и книги остаются в истории писательской организации.