ТЕАТР ДЛЯ ЧТЕНИЯ

(Драматические этюды)

НОЧНОЙ РАЗГОВОР С ТОВАРИЩЕМ ПАСТЕРНАКОМ

Оставить комментарий

…Нет, товарищ Пастернак, речь идет не о том, чтобы вы присоединились к авторам этого письма. Нас интересует ваше мнение относительно полезности, целесообразности публикации такого документа. Убедит ли он, например, Луи Арагона, Говарда Фаста, Лиона Фейхтвангера и других наших друзей во Франции, Италии, Англии, Америке?..

…Спасибо за откровенный ответ, товарищ Пастернак. Возможно, вы думаете, что товарищ Сталин ничего не знает об истинном положении дел в стране, что от него все скрывают и он является социалистической разновидностью доброго царя-батюшки, от которого злые бояре утаивают правду. Откровенность за откровенность. Мы прекрасно понимаем, что национальные предрассудки и предубеждения относятся к числу наиболее стойких, наиболее живучих предрассудков. Можно ли окончательно преодолеть за каких-то три десятилетия то, что внедрялось на протяжении веков? К сожалению и стыду, мы должны признать, что антисемитские настроения не изжиты в рабочей среде и даже в среде партийцев. Надо принять во внимание, что сотни тысяч человек находились на территориях, временно оккупированных гитлеровцами, и не могли в той или иной степени не подвергнуться воздействию фашистской пропаганды. Прибавьте к этому непомерное усердие некоторых работников на местах Услужливый медведь опаснее врага, вот именно. Даже самый передовой в мире общественный строй не гарантирует нас от идиотов и людей с лакейской душонкой. В газетах пишут о критиках-космополитах, среди которых есть евреи, партия борется с буржуазным национализмом, в том числе еврейским, мы разоблачаем банду шпионов и убийц, состоящую в основном из лиц еврейской национальности, — некоторые работники на местах делают из этих фактов весьма своеобразные выводы. В Центральный Комитет поступают сигналы о том, что отдельных врачей, журналистов, инженеров увольняют с работы и не принимают на другую работу, хотя они являются неплохими работниками, и это связывается с их еврейской национальностью. Некоторые вузы закрывают двери перед способными юношами и девушками еврейской национальности. При этом ссылаются на якобы поступившие из центра указания. Скажу вам больше. В некоторых областях, например, Украины распространяются слухи о предстоящих погромах. Мол, Советская власть убедилась в том, что евреи враги трудового народа, и поэтому не будет наказывать тех, кто, так сказать, возьмет на себя инициативу. Вот до чего дошло дело. У нас есть товарищи, которые полагают, что публикация письма представителей еврейской общественности могло бы стать полезным в противодействии таким опасным тенденциям. Это письмо могло бы послужить своеобразным сигналом, в том числе и для некоторых, не в меру ретивых руководителей на местах, которые, как говорится, слышат звон, но не знают, откуда он. Не кажется ли вам, товарищ Пастернак, что сейчас не мешало бы дать сигнал, что никаких гонений на евреев мы не допустим, евреев в обиду не дадим…

…Во второй раз вы удивляете меня, товарищ Пастернак. В первый раз это случилось двадцать… нет девятнадцать лет тому назад, когда я обратился к вам, чтобы посоветоваться насчет Мандельштама. Мне сказали, вы были в шоке от его ареста. Почему арест человека, сочинявшего антисоветские вирши, привел вас в такое состояние? Может быть, это был случайный эпизод в биографии талантливого человека? Может быть, нам следовало простить мастеру дурацкую выходку? Не так уж много у нас в стране мастеров, чтобы разбрасываться ими. Вот о чем я хотел посоветоваться с вами. Но вы ушли от ответа по существу. Не скрою, тогда я был удивлен тем, что вы не воспользовались возможностью помочь своему товарищу. А сейчас я удивлен тем, что вы не хотите помочь своему народу…

… Как — «не ваш народ»? Ваш отец был евреем, и ваша мать была еврейкой, а вы себя евреем не считаете?..

…Да, я вас понимаю. Поэт Жуковский и адмирал Нахимов, писатель Владимир Даль и художник Валентин Серов считали себя русскими, и были русскими, и, черт побери, только дурак или подлец будет копаться в их родословной. Российские, советские евреи в значительной мере ассимилировались, утратили национальные черты, которые считались неотъемлемо присущими. Но еврейское национальное самосознание выкидывает подчас неожиданные и необъяснимые штуки. Я встречал евреев, которые стыдились своих соплеменников, как дурной болезни или уродства, открещивались от своей национальной принадлежности, стремились поскорее забыть о ней и стряхнуть ее с себя, как старое вонючее белье. Я встречал других евреев, которые как будто назло кому-то выставляли напоказ свое еврейство, хотя это было связано с определенными неприятностями. Но ваш случай заставляет снова задуматься о том, правомерно ли вообще говорить о существовании еврейской нации. Вы сейчас использовали довольно банальные слова о «трагической судьбе еврейского народа». Какого «народа», простите? Я когда-то писал о том, что общность людей, не имеющих единой территории, экономического уклада, языка, культуры, истории и сохранившая только остатки того, что называется национальным характером, — такая общность людей лишь условно может считаться народом. Это, скорее, фантомная общность, подобная боли в ампутированной ноге. Ноги нет, но человеческая боль реальна. Народа фактически нет, но тысячи людей осознают свою принадлежность к нему, и с этим надо считаться, как если бы этот народ существовал в действительности…

…"Несть эллина, ни иудея"… Надо признать, иногда мы недооценивали значение национальных факторов и переоценивали значение классового фактора. Потребовалось несколько раз больно получить по морде, чтобы мы поняли, что пролетарии всех стран не торопятся соединяться. Польский, французский, немецкий рабочий ощущают себя сначала поляком, французом, немцем, и потом уже — рабочим, и националистические призывы легче находят отклик в их сердцах, чем призывы к классовой солидарности. Мы не можем делать ставку на то, что в нормальных, мирных условиях рабочий класс капиталистических стран поднимется на революцию.

Апостол Павел писал: «Несть эллина, ни иудея», а дальше: «Несть ни мужчины и женщины, ни раба и свободного». Национальными различиями, как видим, может пренебречь только небожитель, с таких высот, с которых незаметна и половая, и классовая принадлежность. Ну, а мы, стоим на грешной земле. Трагические события последних лет заставили массы людей особенно внимательно и несколько настороженно относиться к лицам еврейской национальности, к тому, как они воюют, как ведут себя по отношению к окружающим. К сожалению, сами евреи нашей страны не смогли удержаться от того, чтобы не приписать себе особую, исключительную роль в установлении нашего строя, в экономической и культурной жизни нашего общества, в победе над врагом… Разумеется, национальная гордость евреев, как всякого народа, понятна и естественна. Но надо понимать и то, что столь же естественно ответное раздражение других народов, и в первую очередь великого русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны и, следовательно, имеющего особое право на то, чтобы вкусить плоды победы. Хотя бы в чисто моральном отношении.

История предоставила евреям Советского Союза исключительный шанс для того, чтобы на практике опровергнуть все вековые предрассудки относительно своей нации, исключительный шанс для того, чтобы завоевать не только уважение, но и любовь русского и других народов нашей страны. Вместо унижений и гонений, которым подвергались евреи при царизме, они получили все возможности для утверждения и развития своей национальной индивидуальности, для раскрытия своих талантов способностей во всех сферах. Советская власть смотрела на евреев, прежде угнетенную нацию, как на свою естественную опору, как на резервуар кадров в политике, народном хозяйстве, идеологии. Думаю, не будет большой ошибкой сказать, что революция призвала евреев на смену российским немцам в роли офицеров, ученых, в роли ядра управленческого аппарата. Но, как это часто бывало, прежние угнетенные и униженные, почувствовав вкус власти, с необыкновенной быстротой переродились, возгордились, забыли, что своим положением они обязаны не столько своим заслугам, но прежде всего советскому народу, русскому народу. Эта опасная болезнь заносчивости затронула в большей или меньшей степени не только отдельных лиц, руководителей, деятелей науки и культуры еврейской национальности, но и всех советских евреев. А за свою гордыню народы бывают наказаны, бывают жестоко биты. Так было с турками и поляками, так было с французами и немцами, так неизбежно случится с нынешними англосаксами, что бы там ни болтали господа черчилли, эйзенхауэры и даллесы.

Законная национальная гордость великого русского народа никогда не переходила в национальную гордыню, национальное высокомерие. Русскому народу органически чужд шовинизм. Я думаю, что всем другим советским народам, в том числе и особенно еврейскому народу, не грех поучиться в этом отношении у русского народа. Я думаю, что советские евреи не должны обижаться на нас, если мы, исправляя прежние перекосы, стали обращать внимание на национальный состав наших руководящих кадров, нашего студенчества, офицерского корпуса, профессорского корпуса, судейского и дипломатического корпусов… Это не имеет ничего общего с пресловутой процентной нормой при царизме, потому что равноправие всех народов и национальностей у нас закреплено в Конституции СССР…




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.