Я ВСЕХ ВАС БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ

Часть I. Театральный дивертисмент

(Сочинения в 2-х частях)

ЖИВОЙ ЭКСПОНАТ

Оставить комментарий

ЖИВОЙ ЭКСПОНАТ

Живёт в Таганроге человек, который неоднократно получал от Олега Николаевича Ефремова приглашение занять своё достойное место в руководстве Московского Художественного Академического Театра (МХАТ).

Должен же кто-то, в конце концов, навести там порядок!

Но этот человек вынужден был отказаться от столь лестного предложения, так как не мог покинуть Таганрог и родной чеховский театр.

— Не расстраивайся, Олежка, — успокаивал он руководителя МХАТа. — Я тебе и отсюда помогу. Если что не так, с артистами какие-нибудь проблемы, или вообще — звони, приезжай. Я всегда здесь…

Может быть, именно поэтому Олег Николаевич Ефремов, под предлогом различных фестивалей, научных чеховских конференций и т. п., довольно часто и с большим удовольствием посещал родину А.П. Чехова.

Может быть, именно по той причине, что этот человек своевременно не взял в свои руки бразды правления МХАТа, труппа этого театра раскололась на две части, и теперь в столице два Художественных театра.

Этот же человек был одним из самых близких и лучших друзей Владимира Семёновича Высоцкого.

— Держись, Маринка, не плачь, — успокаивал он Марину Влади у гроба мужа. — Не уберегли мы Володьку. Не уберегли, царствие ему небесное… А тебе поможем. Не волнуйся, не плачь…

Благодаря этому же человеку, оккупация Таганрога немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны была практически невозможна, так как именно он, крепко держа в руках пулемёт системы «Максим», самоотверженно защищал каждый дом, каждую улицу, каждый квартал родного города.

Тот факт, что фашисты всё же оккупировали город, был чистой случайностью, нелепой ошибкой Истории.

Зато потом этот же человек, с тем же пулемётом системы «Максим» в руках, исправлял нелепую ошибку Истории, освобождая от захватчиков каждый квартал, каждую улицу, каждый дом Таганрога. Но и, освободив родной город, не смог успокоиться, а погнал коричневую чуму до самого логова, где и уничтожил её успешно и окончательно.

Этот же человек когда-то принял, доучил, воспитал и «дал путёвку в жизнь» незабвенной плеяде таганрогских артистов, выпускников ГИТИСа: А. Глазырину, Л. Антонюк, Е. Солодовой, Н. Подоваловой и т. д. Узнав, что этот человек живёт именно в Таганроге, они всем курсом приехали в 1944 году в театр, которому только что было присвоено имя…

Нет, тогда ещё не этого человека, тогда театр стал имени А.П.Чехова.

Спустя много лет, уже в наше время, этот же человек на каком-нибудь из самых престижных международных театральных банкетов может вдруг отдать кому-то из молодёжи подержать свою неизменную палочку-трость, выйти на середину площадки и пригласить на танец самую прелестную молодую даму. В этом случае все танцующие вокруг расходятся и заворожённо наблюдают за единственной кружащейся парой. И мастерству этой пары, её лёгкости, музыкальности, грации могут позавидовать не только победители международных конкурсов бальных танцев, и не только ансамбль Игоря Моисеева, но и вся балетная труппа Большого театра.

История Таганрогского театра знает немало случаев, когда какой-либо актёр по уважительным, и не очень, по объективным и субъективным причинам не мог выйти в спектакле на сцену. И если спектакль никак нельзя было отменить, этот же человек шёл в костюмерную, переодевался, затем лишь чуть накладывал грим и выходил на сцену.

О, что творилось тогда в зале и за кулисами!

Не только администраторы, монтировщики, костюмеры, гримёры, осветители, билетёры, кассиры, но и вахтёры, полотёры, уборщицы, гардеробщицы, буфетчицы, работники бухгалтерии, и даже официантки из соседнего кафе, появлялись в проходе, в ложах, на галёрке.

Актёры, занятые в спектакле, выстраивались вдоль кулис, а незанятые в спектакле, но узнавшие о невероятном событии по телефону или ещё каким-либо сверхъестественным способом, спешили в театр, чтобы хоть одним глазком взглянуть на этого человека в образе исполняемого героя, поучиться у него искусству перевоплощения и постараться запомнить все нюансы его игры на всю свою жизнь.

Подобные случаи потом очень долго обсуждались, пересказывались в подробностях, обрастали всё новыми и новыми легендами.

Этот же человек может иногда, присев к роялю, с неизменным успехом исполнить Бетховена и Чайковского, Баха и Генделя, Шопена и Шостаковича.

Скромность этого человека — безгранична.

Если вы просто попросите его рассказать о каком-либо из личных подвигов, о дружбе и взаимоотношениях с людьми, имена которых вошли в мировую историю, если вы просто попросите его сыграть 17-ю сонату Бетховена или прелюдию Баха, — вы ничего не услышите. Он снисходительно улыбнётся и, опираясь на свою палочку, скромно отойдёт в сторону.

Но если вам всё же удастся, после долгой подготовки, после длительного и страстного обсуждения театральных, экономических, политических, военных, экологических и прочих проблем, после ваших откровенных и, может быть, даже нелицеприятных высказываний в адрес известных и великих деятелей, после…

Если вам всё же удастся разговорить его, тогда…

Тогда вы услышите…

Только боже вас упаси, возражать ему, поправлять его или что-либо уточнять, потому, что этот человек…

Этот человек — Геннадий Архипович Довиденко, проработавший много лет завтруппой Таганрогского театра и, к величайшему сожалению абсолютного большинства театральных работников, препровождённый на заслуженный отдых.

* * *

— Архипыч, ты что в расписании написал?

— Что?

— Как у Чехова пьеса называется?

— Как называется? «Медведь» называется.

— Ну?..

— Что?..

— А ты что написал?

Опираясь на свою вечную палочку и грозно ударяя ею в пол, он идёт к расписанию.

— Так… Двадцать четвёртого, в одиннадцать. Репетиция… «Медведь». Вызываются: Бондаренко, Хакало.

— Ну?..

— Что — ну? Всё правильно. У меня так и записано.

— А как слово «Медведь» пишется?

— Как пишется?.. — он задумывается, смотрит на расписание, молчит. — Как написано, так и пишется! Иди…

— У тебя же написано «Мидведь»!..

— Ну!..

— Не понял?

— Нет.

— Ну, смотри, написано: «Мидведь»!

— А как ещё?..

— Ну, Архипыч, ты даёшь!.. «Медведь» пишется!

Он опять задумывается, потом хитро щурится и говорит:

— Да?.. А проверочное слово?

— Какое слово?

— Такое! Проверочное! И не надо подначивать!..

— Так какое слово?

— Простое слово. Проверочное слово — мишка! Мишка — значит, Мидведь!

— ?..

— Иди!.. Иди на репетицию! Нечего тут!..




Комментарии — 0

Добавить комментарий


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.