(Сочинения в 2-х частях)
А тут как раз юбилеи покатили: 100 лет «Красному котельщику», 100 лет «Горгазу»…
Но платить-то нечем, а дарить надо, причём, срочно.
Выбрали картину:
— Только сегодня заплатить не можем. Завтра или послезавтра… Ну, уж послепослезавтра обязательно заплатим…
— Так вы же ещё в позапрошлом году у меня две работы забрали, а денег до сих пор нет.
— Как нет? Вы что, до сих пор не получили?
— Нет.
— Так что же вы молчали?
— Я не молчал, я звонил, приходил… Вы же мне сказали, что денег нет…
— Ну, так правильно. Значит, тогда не было. Потом были. Нужно было потом и приходить. Теперь вот опять нет, но будут… Послепослезавтра обязательно будут. Звоните…
— А давайте всё-таки так: когда деньги будут, тогда и работу заберёте. Как говорится, утром деньги, вечером стулья…
— Ну, что же вы прямо так уж? Разве вас когда-нибудь обманывали? Мы ж для вас всё! И мастерскую вот, и всё. А вы?..
— Ну, мастерскую эту мне ещё при Советской власти давали, вы тогда ещё в комсомоле на побегушках были…
— Ну, знаете ли!.. Кто вам давал теперь не важно, а забрать мы можем. Подумайте! Я же вам обещаю, что послепослезавтра деньги получите… если они будут, а картину мы сейчас заберём.
И забирают.
Теперь это у них называется: «умение работать с людями». Такое понятие и прежде существовало, но тогда смысл в другом состоял, тогда идеология, политическое, так сказать, лицо, а у кого и морда, их больше беспокоили. Но тогда хоть деньги платили и начальства боялись. Не дай бог, кто пожалуется. Теперь же умение это состоит в том, чтобы побольше сэкономить, платежи отсрочить, а где удастся, и так урвать. И начальство тогда довольно, и сами не в накладе. При капитализме жить стали, ничего не поделаешь. Хоть и капитализм какой-то не такой получается, но от социализма точно уже отошли.
С одной стороны их понять можно. Не для себя стараются, для города. Как без подарков? Опять же и пенсии нужно выплачивать — президент указание дал, и зарплату учителям, и праздники проводить, и город к этим праздникам хоть как-то украсить хочется. А бюджет не резиновый.
Раньше как было? Два раза в год — Первое мая, Седьмое ноября праздновали.
Потом каждый город ещё свой день рождения отмечать начал. И гулянье, слава богу, как прежде только в юбилеи Великой Октябрьской, а то и похлеще. И это тоже понятно — душа праздника просит.
Но с другой стороны, — на какие шиши? В бюджете-то картинка та же, вид сбоку.
А тут ещё городские юбилеи: 300 лет Российскому флоту, а Таганрог — первая военно-морская база России; 300 лет самому городу…
Стали оргкомитеты собирать каждую неделю.
Вопрос один: кто что может для города сделать в честь этого самого
И ответ один — все могут. И то можно сделать, и это, и ещё много чего… Но и встречный вопрос, и тоже только один — кто платить будет?
Э, милые, за деньги-то и дурак всё сделает. А как нам всё это без денег сделать? Надо же уметь и «с людями работать»!..
Ну, понятно, самодеятельность клубная попляшет, попоёт бесплатно, а дальше что?
Кажется, у Салтыкова-Щедрина: «Они сидели день и ночь и снова день, и всё время решали только один вопрос — как своё убыточное хозяйство превратить в прибыльное, ничего в оном не меняя».
И каждую неделю оргкомитет заседает и думает.
А художники у себя собираются, и думают: как бы те заказы глобальные на оформление всего города, как в старые добрые времена, получить и на жизнь заработать.
На оргкомитете спрашивают:
— А что вы можете?
— Всё.
— Как — всё? Совсем всё?..
— Всё, что хотите.
— А покажите.
— Да вы что, не видели? Сколько лет делали.
— Всё равно покажите. Хоть примерно, эскизики…
— Так эскиз тоже денег стоит. Эскиз-то и есть главное дело. Идею, концепцию — всё в нём придумать надо. А сделать потом — это уже ерунда.
— Ну, вы уж прямо совсем… Вы сначала сделайте, потом разговаривать будем.
И это на полном серьёзе.
— Хорошо, сделаем.
Художники у себя обсуждают:
— Надо делать. Под лежачий камень…
— А кто делать будет?
— Давайте думать.
— Погодите, а зачем делать? Вот этот художник, кажется, году в семьдесят седьмом, к юбилею, что-то подходящее делал, а вот этот еще раньше. Эскизы должны сохраниться. Там только про партию всё замазать, и будет хорошо.
Поискали, кое-что нашли. Но кое-что и сделали. Есть что показать.
Оргкомитет заседает, эскизы рассматривает:
— Да, это будет хорошо, это будет красиво…
— А во что это обойдётся?
— Ну, если всё это сделать, то примерно…
— О-о-о-о! Это не пойдёт. А если не всё делать?
— Ну, вот это примерно…
— Ладно, делайте сначала вот это, а там посмотрим.
— Хорошо. Когда это нужно сделать?
— Вчера.
— А деньги?
— Какие деньги? Вы сначала сделайте, потом разговаривать будем.
— А материалы? А за эскиз? А за скорость? Без аванса нельзя!
— Ладно, где счёт, где смета?
— Завтра будет.
— Не завтра — вчера.
И бегом.
Художники собрались, — есть работа! Небольшая, но есть. Завтра аванс получим, и начнём. Да можно и сегодня начинать.
— А кто делать будет?
Стали думать.
Надо бы этому дать заработать, без денег сидит, но если ему аванс выдать — запьёт, как пить дать, запьёт. Нет, этому нельзя.
Этот тоже без денег сидит. И парень хороший, и сделает неплохо, но не член Союза. Тут членам самим кушать нечего. Нет, и этому нельзя.
Этому можно было бы дать, да у него картинку недавно иностранцы купили. Небось, авосечку «зелёных» хапнул — обойдётся.
Остаётся делать тому, кто нынче в Правлении сидит и работу распределяет.
Вообще с этим вопросом тут всегда проблемы были, даже в старые добрые времена. Почти все художники перебывали здесь в должности начальника. Но долго не держались, год-два, и — гуляй.
Почему?
Да потому, что должность такая. С одной стороны, ты над всеми начальник, а с другой стороны, твои же подчинённые над тобой начальники. Ты работу, как производственный начальник, распределяешь, а они, скажем, худсовет членов Союза, эту работу контролирует. И парторганизация тут же, на контроле, и профсоюз, и просто старшие товарищи, которые тебе в своё время рекомендацию в члены давали, а теперь себя ответственными за твои поступки считают, и зорко следят, как бы ты их интересы вдруг невзначай не затронул. Получается, что не ты ими, а они тобой руководят, подсказывают тебе ненавязчиво со всех сторон, а ты один за всё отвечаешь. И попробуй кому-нибудь не угодить, совета не послушать, тут же и скушают. В общем, интересная должность. А поскольку знаешь по опыту предыдущих начальников, что долго в этой должности не просидишь, всё равно кому-то не угодишь, то и получается, — лови момент, пока успеешь. То есть в первую очередь сначала себе распределяй, своим близким товарищам, а потом уже, что останется. Так и работали: друг друга по очереди начальником назначали, и вскоре снимали.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0