(Сочинения в 2-х частях)
Звоню художнику.
Оказывается, эту картину когда-то давно должны были забрать прямо с выставки. Художник за неё тогда же и деньги получил. Только почему-то не забрали, привезли назад. С тех пор в запаснике и лежит.
— Покупатель на неё есть, — говорю. — За сколько продашь?
— Чёрт его знает. Она ведь уже продана.
— Так то когда было! Уже и власть давно поменялась. Говори цену.
— Ну, если миллион заплатит (до последней деноминации это было), пусть забирает.
— Хорошо.
Выхожу в зал:
— Два миллиона.
— Да? Многовато. У меня с собой столько нет.
— Ну, сам видишь, и размер какой, и сюжет, и на международной (привираю немного) выставке отмечена была…
— А за полтора никак не отдаст?
Торгуемся.
— Ну, позвони ещё раз, может, хоть немного скинет.
Делаю вид, что звоню. Набираю какие-то цифры, говорю в молчащую трубку, уговариваю.
— Миллион семьсот.
— Да?! — обрадовался. — Давай!
Достаёт деньги, отсчитывает, забирает картину.
Звоню художнику, тот тоже обрадовался.
— Лимон семьсот? С ума сойти! С меня причитается.
Все довольны.
Через неделю тот же джип подъезжает. Ну, думаю, назад картину привёз. Значит, не понравилась. Будет назад деньги требовать. А мы уже и обмыли это дело. Жду скандала.
— Слушай, картина — во! И по размеру как раз, и всем корешам понравилась. Даже завидуют. Хочу ещё что-нибудь взять. Только уже не себе. Иду на день рождения. Надо ж приобщать корешей.
— Пошли, посмотрим.
Только входим в зал.
— Во! То, что надо!
Небольшой этюд, даже неоконченный: на сером фоне несколько вяленых рыбёшек — и всё. Ни композиции, ни мысли — просто рыба.
— Мы с корешем в бане пиво всегда пьём. Он рыбу любит. Это будет в самый раз, он обрадуется.
Отсчитал деньги:
— Спасибо!..
— На здоровье. Приезжай ещё.
— Обязательно.
Все довольны.
Потом потихоньку и это прекратилось. Разобрались коммерсанты, прошла эйфория дождя рублёвого и валютного, стали они деньги в дело вкладывать, каждую копеечку считать. Тут уж не до искусства. И дыры в стенах раздражать перестали, и рыбку уж лучше натуральную погрызть, да с пивком.
А у художников одна, всё та же мысль — как бы всё-таки те заказы глобальные, как при незабвенной родной коммунистической, получить, левой ногой помазать, и — авоська.
Да откуда ж заказы?
Да всё равно откуда! Хоть из бюджета.
Но тут особый разговор, тут пояснить надо.
Во-первых, что нынче в бюджете?
Как раз именно то слово, которое принадлежность к Союзу определяет.
А во-вторых, кто распоряжается этим бюджетом?
Да нормальные люди, у которых и слабости свои есть, и привычки. И любят они, как все нормальные люди, и получать подарки, и особенно дарить. Да оно и понятно. Делегации разные, гости, чиновники крупные заезжают, от которых порой не только решение сегодняшних проблем зависит, но и дальнейшая судьба города. Опять же юбилеи городских организаций, предприятий, тех же чиновников.
А что подарить?
Самовар? Сервиз? Вазу? Люстру?
Ну, небольшому чиновнику ещё можно вазу или люстру. Одно время почти всем чиновникам дарили. Металлургический завод тогда хрусталь выпускал.
Случайно с компанией попадаю в гости к незнакомому бизнесмену. Вышли на балкон покурить.
Спрашиваю:
— Ты в каком райкоме работал?
— В Октябрьском. А как ты узнал?
— Да люстра у тебя в комнате хрустальная висит. Подарили?
— Ну да. Весёлое было время…
Но это своему чиновнику люстру, посуду, кофеварку, шашлычницу подарить можно. А целой организации, да ещё такой серьёзной, как тот же Металлургический завод, или уж очень большому заезжему чиновнику что подаришь?
Да, конечно же! Самый лучший подарок — картина. Да ещё с городским пейзажем или с видом на море, на яхт-клуб.
И память, а точнее напоминание о городе, и ценность, и даже произведение искусства. Вот, мол, мы какие, тоже не лаптем щи хлебаем, разбираемся.
А платить кто будет? Бюджет?
А в бюджете что?
То же самое.
Это раньше, при той системе было: целый год всё экономим, а в конце года все организации, особенно бюджетные, стараются друг другу деньги перечислись и побольше скинуть, чтобы план по расходам выполнить, чтобы на следующий год план дотаций не урезали. Тогда, бывало, картины оптом закупали, впрок. Художники так и знали — придут в конце года профсоюзные, партийные, комсомольские деятели, будут деньги тратить. И не только в конце года, и так, по необходимости, приходили.
Придут, выберут картину:
— Только сейчас денег нет, не можем рассчитаться. До конца года подождёте?
— Конечно, подождём, нам некспеху.
Знали, — рассчитаются, ещё и больше заплатят. Кроме того, уважение к художнику — на слово поверил, помог в трудную минуту, может, потом ещё с просьбой обратиться придётся.
А дарили сколько?..
Выбирают картину:
— Ой, а можно ещё и вот эту, маленькую, без рамочки, взять? Ну, просто так, на память, лично мне. Мне ваши работы очень нравятся, а жена просто обожает…
— Да, конечно, возьмите, какой разговор.
А почему бы не подарить хорошему человеку? Тем более что за другую работу казёнными деньгами в конце года рассчитается, в обиде не оставит. Да и заказы, авоська та же, от них же, от кормильцев.
— Да я вам ещё и вот этот этюд отдать могу. Берите.
— Правда? Вот спасибо, вот уважили. Если какие трудности возникнут, заходите, обязательно поможем.
— Хорошо, спасибо. А по стопочке не желаете?
— Нет, спасибо, с этим сейчас строго, да и спешу.
— Ну, как знаете. Счастливо. Заходите ещё.
И все довольны.
Но это раньше.
А теперь?
Привычки-то, слабости остались, и люди такие же, а кое-кто так и остался с прежних времён на тех же местах, только название должности поменялось. Как без подарков?
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0