Я ВСЕХ ВАС БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ

Часть I. Театральный дивертисмент

(Сочинения в 2-х частях)

УВЕРТЮРА

Оставить комментарий

Но вы не такой человек, вы твёрдый, принципиальный, бескомпромиссный, творческий и ради творчества готовый на всё. Вы не боитесь для кого-то оказаться жестким, может быть, даже жестоким. Ради дела вы готовы пойти и на конфликт. (Так, так, так… Уже готовы?) А как же? Всё ради искусства, а искусство, как всем известно, требует жертв.

Но разве кто-нибудь добровольно, без сопротивления, согласится стать жертвой? Пусть даже жертвой искусства. Значит, придётся… Ведь премьера-то уже на носу, а спектакль ещё не готов, совершенно не готов, то есть ни гу-гу, конь не валялся — ни декораций, ни костюмов, а с актёрами…

Мало того, вы случайно узнали, что для сцены бала в вашем спектакле будут шиться костюмы только на главных героев. Остальные будут одеваться из подбора, из старых списанных спектаклей. А вы-то выстроили такие великолепные мизансцены, представляя какой шикарный и красивый получится бал. Оказывается, массовку в нём нужно было не выставлять напоказ, а прятать. Вы ведь знаете, что такое костюмы из подбора. Но переделывать такую громадную сцену уже некогда. Значит, всё летит к чёрту?

Постойте, ведь вы готовы бороться за святое искусство? Уже готовы! Значит, надо убедить, настоять, заставить. В конце концов, и кулаком по столу, и…

А вы не забыли, что это только ваш первый спектакль? А сколько их ещё впереди? Попробуйте угадать.

Ничего! Победителей не судят. Дождёмся премьеры, посмотрим, кто был прав.

И вот — дождались.

Точнее не дождались, а нагрянула она, как обычно, не вовремя. То есть сроки, разумеется, были известны в самом начале, но…

Теперь бы только и приступить к настоящей работе, к оттачиванию мастерства, к разработке нюансов. Да куда там! Завтра премьера, а сегодня вы, наконец, увидели все декорации, но совсем не те, что были на эскизе художника. Актёры одеты полностью, но их костюмы из разных эпох, разных расцветок и фасонов. И ваш бал больше похож на построение пациентов психиатрической лечебницы, чем на…

Да о чём тут говорить!..

Вы, естественно, возмущаетесь, бьёте кулаком по столу, но вам совершенно резонно и спокойно отвечают, что вы сами давали согласие на замену материала для декораций, прекрасно знали, что часть костюмов будет из подбора и т. д., и т. п.

Ладно, чёрт с ним, с этим оформлением, но актёры! актёры!.. Что же они вытворяют?! Необходимо ещё несколько репетиций! Хотя бы парочку!.. Хотя бы одну!..

Но зритель уже в зале. Спектакль уже родился.

Премьера!!!

После премьеры вас поздравляют все знакомые и незнакомые, говорят столько восторженных, приятных слов, что, право, становится даже неловко от такого внимания, от такого понимания, от такого впечатления, какое произвело ваше творение. И только вы один знаете насколько оно ещё несовершенно и как далеко ему до того идеала, который вы хотели получить. Но вы вовсе не собираетесь заканчивать работу над этим спектаклем. После премьеры вы обязательно будете продолжать репетировать и, в конце концов, доведёте спектакль до ума.

Это вы так думаете.

Возможно, вам удастся провести ещё одну или даже две репетиции, на которых актёры с удивлением будут выслушивать ваши замечания и доказывать, что именно так, как вы говорите, они и делают в спектакле. Вы попытаетесь что-то улучшить в декорациях, и получите совершенно резонный ответ, что спектакль уже сдан, смета закрыта, дополнительные расходы не предусмотрены, и вообще репетировать уже некогда, да и незачем. У вас самого появляется ощущение, что вы начинаете придираться, требовать лишнее. И вам ничего не остаётся делать, как смириться, согласиться, уступить.

Но уступаете вы только в этот, первый, раз. В дальнейшем вы никогда не будете выпускать сырой спектакль, не будете идти ни на какие компромиссы. Вы приучите их всех к своему стилю работы, вы добьётесь взаимопонимания, и сегодняшний успех, сегодняшняя, можно сказать, слава, ничуть не повлияют на вашу требовательность к себе и окружающим, на ваше отношение к святому искусству.

Это вы так думаете.

Следующий ваш спектакль будет рождаться точно так же и после премьеры будет то же самое. Мало того, уже работая над вторым спектаклем, вы заметите, что некоторые актёры (и актрисы), на которых вы особенно рассчитывали в самом начале своей деятельности, и приложили столько усилий, чтобы открыть в них новые качества, эти нераскрытые до вас гении, те, кому вы поручили столь важные роли в вашем следующем спектакле, в расчете на их творческий рост под вашим чутким руководством, ничуть не оправдали ваших надежд, а наоборот, работают ещё хуже, чем вы могли предположить. Вы даже готовы признать этот, второй, спектакль своей творческой неудачей, хотя он также вызвал массу положительных откликов и восторгов. Особенно у тех самых гениев, которые в нём заняты и так ужасно работают.

Вы приходите к совершенно логичному выводу, что кое-какие коррективы в намеченном репертуаре просто необходимы. Прежде всего, это касается распределения ролей в будущих спектаклях. Принципиальных изменений вы, конечно, делать не собираетесь, но кое-что изменить вы просто обязаны. Например, вот этот актёр (или актриса) был занят у вас в обоих спектаклях, причём в совершенно разноплановых ролях и, несмотря на все ваши усилия, сыграл их совершенно одинаково; и если быть откровенным, не очень хорошо, а если быть уж совершенно откровенным, то просто плохо. Придётся его в дальнейшем заменить. Правда, он уже несколько раз бывал у вас дома, и завязались практически дружеские отношения, но дружба дружбой, а работа есть работа.

И эта актриса (или актёр)… Ей, конечно, кое-что можно поручить, но совсем не то, что вы собирались.

Вы кладёте перед собой список актёров и долго, мучительно перераспределяете роли в намеченном репертуаре.

Вскоре выясняется, что за эту пьесу (или даже несколько пьес) нет смысла браться. По крайней мере, в этом сезоне. В первоначальном составе она идти не может, а в новом тем более, потому что это будет уже не спектакль, а какой-то балаган.

Вы решаете отложить эту пьесу. Пока отложить, на какое-то время. Ведь ваши актёры будут творчески расти, и вскоре вы к этой пьесе непременно вернётесь, но в данный момент…

Вы начинаете искать другую пьесу, и оказывается, что в вашем толстом портфеле такой пьесы нет. Вы идёте в библиотеку, теребите завлита, который (или которая) оказывается человеком пассивным, предлагает вам либо глупые, бездарные новинки, на чтение которых уходит уйма времени, либо такое старье, о котором вам и слышать не хочется. Вы пишете друзьям и знакомым в другие города и просите их прислать вам самые лучшие пьесы, вы просматриваете газеты и журналы в надежде узнать о столичных новинках, вы перебираете в памяти всю известную вам классику…

Вы недосыпаете, недоедаете, становитесь нервным, рассеянным и утешаете себя лишь тем, что у вас хватило разума, режиссёрского чутья на то, чтобы не объявить в самом начале кто и что в этом сезоне будет играть. Такой соблазн был, но вы, слава богу, удержались. Правда, кое-кому (как раз именно тому актёру, который бывал у вас дома и которого вы решили заменить) вы, кажется, что-то говорили, но придётся объяснить. По-дружески, по-домашнему.

И вы надеетесь, что вас поймут?

В конце концов, вы находите пьесу, которая в принципе расходится на тех, кого вам нужно занять.

Чувствуете разницу? Дело уже не в спектакле, не в творчестве, вам уже просто нужно занять актёров. Не оставлять же их без работы. А то ещё, не дай бог, от безделья начнут интриги плести.

Конечно, выбранная пьеса расходится только в принципе, но это лучшее из всего, что вы перелопатили.

Вам, разумеется, приходится объяснять буквально всем и каждому, почему вы берётесь за пьесу, которой не было в репертуаре. Но вы же мудрый человек. Вы объясняете это свежестью и оригинальностью пьесы, которая как будто специально написана для вашего театра. Правда, в это почему-то мало кто верит. Вы всё чаще встречаете взгляды, выражающие сомнение, недоверие, недоумение…

Да, да, да! Ведь уже всё! Машинка-то завертелась. А вы, кажется, ещё и не начали серьёзно работать. Вы ведь пока ещё только… Вы ведь хотите, как лучше.

Вот и получите.

Во-первых, вами уже недовольны все актёры, то есть буквально все. Даже те, кого перемены в репертуаре никак не коснулись. Но они-то об этом не знают. Ведь вы же не объявляли, кто и что будет играть в этом сезоне. Они-то думают, что именно в той пьесе, которую вы заменили, их ждали самые лучшие роли. А как к вам относится тот актёр (или актриса), который уже почти стал вашим другом и который знает, чего он лишился? Разумеется, он продолжает ходить к вам в гости, он кивает, он всё понимает, но…

А как к вам относится завлит, который считает, что из всех пьес, которые он (или она) предлагал и которые существуют в мире, вы выбрали самую пустую, бездарную и совершенно неподходящую для вашего (пока ещё) театра. А ведь завлиту по должности положено уметь красиво и убедительно писать. И написать она (или он) может о вас не только хвалебную статью в местной газетке, но и…

А художник, который уже придумал декорации к той пьесе, которую вы отложили? Он тоже кивает и как будто понимает, и как будто верит, что пьесу только отложили, и что она непременно будет поставлена в недалёком будущем, и именно с его гениальными декорациями, но…

Он ведь тоже не дурак, и прекрасно знает, что машинка-то уже завертелась, что вы можете просто не успеть поставить эту пьесу. Тем более что свою подпись под коллективным письмом, сочинённым завлитом, он на всякий случай уже черканул.




Комментарии — 0

Добавить комментарий


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.