(Сочинения в 2-х частях)
Но вы не такой человек, вы твёрдый, принципиальный, бескомпромиссный, творческий и ради творчества готовый на всё. Вы не боитесь для кого-то оказаться жестким, может быть, даже жестоким. Ради дела вы готовы пойти и на конфликт. (Так, так, так… Уже готовы?) А как же? Всё ради искусства, а искусство, как всем известно, требует жертв.
Но разве кто-нибудь добровольно, без сопротивления, согласится стать жертвой? Пусть даже жертвой искусства. Значит, придётся… Ведь премьера-то уже на носу, а спектакль ещё не готов, совершенно не готов, то есть ни гу-гу, конь не валялся — ни декораций, ни костюмов, а с актёрами…
Мало того, вы случайно узнали, что для сцены бала в вашем спектакле будут шиться костюмы только на главных героев. Остальные будут одеваться из подбора, из старых списанных спектаклей. А вы-то выстроили такие великолепные мизансцены, представляя какой шикарный и красивый получится бал. Оказывается, массовку в нём нужно было не выставлять напоказ, а прятать. Вы ведь знаете, что такое костюмы из подбора. Но переделывать такую громадную сцену уже некогда. Значит, всё летит к чёрту?
Постойте, ведь вы готовы бороться за святое искусство? Уже готовы! Значит, надо убедить, настоять, заставить. В конце концов, и кулаком по столу, и…
А вы не забыли, что это только ваш первый спектакль? А сколько их ещё впереди? Попробуйте угадать.
Ничего! Победителей не судят. Дождёмся премьеры, посмотрим, кто был прав.
И вот — дождались.
Точнее не дождались, а нагрянула она, как обычно, не вовремя. То есть сроки, разумеется, были известны в самом начале, но…
Теперь бы только и приступить к настоящей работе, к оттачиванию мастерства, к разработке нюансов. Да куда там! Завтра премьера, а сегодня вы, наконец, увидели все декорации, но совсем не те, что были на эскизе художника. Актёры одеты полностью, но их костюмы из разных эпох, разных расцветок и фасонов. И ваш бал больше похож на построение пациентов психиатрической лечебницы, чем на…
Да о чём тут говорить!..
Вы, естественно, возмущаетесь, бьёте кулаком по столу, но вам совершенно резонно и спокойно отвечают, что вы сами давали согласие на замену материала для декораций, прекрасно знали, что часть костюмов будет из подбора
Ладно, чёрт с ним, с этим оформлением, но актёры! актёры!.. Что же они вытворяют?! Необходимо ещё несколько репетиций! Хотя бы парочку!.. Хотя бы одну!..
Но зритель уже в зале. Спектакль уже родился.
Премьера!!!
После премьеры вас поздравляют все знакомые и незнакомые, говорят столько восторженных, приятных слов, что, право, становится даже неловко от такого внимания, от такого понимания, от такого впечатления, какое произвело ваше творение. И только вы один знаете насколько оно ещё несовершенно и как далеко ему до того идеала, который вы хотели получить. Но вы вовсе не собираетесь заканчивать работу над этим спектаклем. После премьеры вы обязательно будете продолжать репетировать и, в конце концов, доведёте спектакль до ума.
Это вы так думаете.
Возможно, вам удастся провести ещё одну или даже две репетиции, на которых актёры с удивлением будут выслушивать ваши замечания и доказывать, что именно так, как вы говорите, они и делают в спектакле. Вы попытаетесь что-то улучшить в декорациях, и получите совершенно резонный ответ, что спектакль уже сдан, смета закрыта, дополнительные расходы не предусмотрены, и вообще репетировать уже некогда, да и незачем. У вас самого появляется ощущение, что вы начинаете придираться, требовать лишнее. И вам ничего не остаётся делать, как смириться, согласиться, уступить.
Но уступаете вы только в этот, первый, раз. В дальнейшем вы никогда не будете выпускать сырой спектакль, не будете идти ни на какие компромиссы. Вы приучите их всех к своему стилю работы, вы добьётесь взаимопонимания, и сегодняшний успех, сегодняшняя, можно сказать, слава, ничуть не повлияют на вашу требовательность к себе и окружающим, на ваше отношение к святому искусству.
Это вы так думаете.
Следующий ваш спектакль будет рождаться точно так же и после премьеры будет то же самое. Мало того, уже работая над вторым спектаклем, вы заметите, что некоторые актёры (и актрисы), на которых вы особенно рассчитывали в самом начале своей деятельности, и приложили столько усилий, чтобы открыть в них новые качества, эти нераскрытые до вас гении, те, кому вы поручили столь важные роли в вашем следующем спектакле, в расчете на их творческий рост под вашим чутким руководством, ничуть не оправдали ваших надежд, а наоборот, работают ещё хуже, чем вы могли предположить. Вы даже готовы признать этот, второй, спектакль своей творческой неудачей, хотя он также вызвал массу положительных откликов и восторгов. Особенно у тех самых гениев, которые в нём заняты и так ужасно работают.
Вы приходите к совершенно логичному выводу, что кое-какие коррективы в намеченном репертуаре просто необходимы. Прежде всего, это касается распределения ролей в будущих спектаклях. Принципиальных изменений вы, конечно, делать не собираетесь, но кое-что изменить вы просто обязаны. Например, вот этот актёр (или актриса) был занят у вас в обоих спектаклях, причём в совершенно разноплановых ролях и, несмотря на все ваши усилия, сыграл их совершенно одинаково; и если быть откровенным, не очень хорошо, а если быть уж совершенно откровенным, то просто плохо. Придётся его в дальнейшем заменить. Правда, он уже несколько раз бывал у вас дома, и завязались практически дружеские отношения, но дружба дружбой, а работа есть работа.
И эта актриса (или актёр)… Ей, конечно, кое-что можно поручить, но совсем не то, что вы собирались.
Вы кладёте перед собой список актёров и долго, мучительно перераспределяете роли в намеченном репертуаре.
Вскоре выясняется, что за эту пьесу (или даже несколько пьес) нет смысла браться. По крайней мере, в этом сезоне. В первоначальном составе она идти не может, а в новом тем более, потому что это будет уже не спектакль, а какой-то балаган.
Вы решаете отложить эту пьесу. Пока отложить, на какое-то время. Ведь ваши актёры будут творчески расти, и вскоре вы к этой пьесе непременно вернётесь, но в данный момент…
Вы начинаете искать другую пьесу, и оказывается, что в вашем толстом портфеле такой пьесы нет. Вы идёте в библиотеку, теребите завлита, который (или которая) оказывается человеком пассивным, предлагает вам либо глупые, бездарные новинки, на чтение которых уходит уйма времени, либо такое старье, о котором вам и слышать не хочется. Вы пишете друзьям и знакомым в другие города и просите их прислать вам самые лучшие пьесы, вы просматриваете газеты и журналы в надежде узнать о столичных новинках, вы перебираете в памяти всю известную вам классику…
Вы недосыпаете, недоедаете, становитесь нервным, рассеянным и утешаете себя лишь тем, что у вас хватило разума, режиссёрского чутья на то, чтобы не объявить в самом начале кто и что в этом сезоне будет играть. Такой соблазн был, но вы, слава богу, удержались. Правда, кое-кому (как раз именно тому актёру, который бывал у вас дома и которого вы решили заменить) вы, кажется, что-то говорили, но придётся объяснить. По-дружески, по-домашнему.
И вы надеетесь, что вас поймут?
В конце концов, вы находите пьесу, которая в принципе расходится на тех, кого вам нужно занять.
Чувствуете разницу? Дело уже не в спектакле, не в творчестве, вам уже просто нужно занять актёров. Не оставлять же их без работы. А то ещё, не дай бог, от безделья начнут интриги плести.
Конечно, выбранная пьеса расходится только в принципе, но это лучшее из всего, что вы перелопатили.
Вам, разумеется, приходится объяснять буквально всем и каждому, почему вы берётесь за пьесу, которой не было в репертуаре. Но вы же мудрый человек. Вы объясняете это свежестью и оригинальностью пьесы, которая как будто специально написана для вашего театра. Правда, в это почему-то мало кто верит. Вы всё чаще встречаете взгляды, выражающие сомнение, недоверие, недоумение…
Да, да, да! Ведь уже всё! Машинка-то завертелась. А вы, кажется, ещё и не начали серьёзно работать. Вы ведь пока ещё только… Вы ведь хотите, как лучше.
Вот и получите.
Во-первых, вами уже недовольны все актёры, то есть буквально все. Даже те, кого перемены в репертуаре никак не коснулись. Но они-то об этом не знают. Ведь вы же не объявляли, кто и что будет играть в этом сезоне. Они-то думают, что именно в той пьесе, которую вы заменили, их ждали самые лучшие роли. А как к вам относится тот актёр (или актриса), который уже почти стал вашим другом и который знает, чего он лишился? Разумеется, он продолжает ходить к вам в гости, он кивает, он всё понимает, но…
А как к вам относится завлит, который считает, что из всех пьес, которые он (или она) предлагал и которые существуют в мире, вы выбрали самую пустую, бездарную и совершенно неподходящую для вашего (пока ещё) театра. А ведь завлиту по должности положено уметь красиво и убедительно писать. И написать она (или он) может о вас не только хвалебную статью в местной газетке, но и…
А художник, который уже придумал декорации к той пьесе, которую вы отложили? Он тоже кивает и как будто понимает, и как будто верит, что пьесу только отложили, и что она непременно будет поставлена в недалёком будущем, и именно с его гениальными декорациями, но…
Он ведь тоже не дурак, и прекрасно знает, что машинка-то уже завертелась, что вы можете просто не успеть поставить эту пьесу. Тем более что свою подпись под коллективным письмом, сочинённым завлитом, он на всякий случай уже черканул.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0