(Сочинения в 2-х частях)
Убеждали меня как-то господа художники: у них там, за бугром, тоже, мол, творческие объединения есть.
Конечно, есть.
Так то ж творческие, не кормушечные!
И в России когда-то передвижники были.
А потом? Когда Союзы придумали?
Ведь немало кровушки попили в своё время члены Союза художников у своих коллег. И не от противности характера, не по злобе, не из-за личных антипатий (хотя, конечно, и такое случалось), а просто так принято было, так положено, даже нужно. Чтобы чувствовали коллеги, видели, понимали, какая это разница, какая честь — быть членом; какое это благо и какие перспективы.
Кому в первую очередь работа попроще, да подороже?
Членам.
Кому в первую очередь творческая мастерская полагается?
Конечно, членам.
Кому путёвка в санаторий, поездка на занятия творческой лаборатории?
Это уж только членам.
Ты сначала докажи, что ты настоящий художник, прояви себя, если уж не в творчестве, то хотя бы в общественной жизни, а тогда уже посмотрим, давать тебе рекомендацию или нет. И, конечно, лучше, если проявишь ты себя именно в общественной жизни, больше шансов, быстрее примут. На собрании нужно выступить, политинформацию провести, поддержать кого следует, добрые, душевные слова сказать о последних Решениях и Постановлениях многоуважаемой руководящей и направляющей. Проступок товарища по работе осудить можно и, непременно, публично, перед всем честным народом, показать свою принципиальную позицию. И, конечно же, рука всегда «за» должна быть, не дай бог, «воздержался».
Ну как, например, доверить этому художнику писать портрет дорогого Ильича (хоть одного, хоть другого; хоть вечно живого, хоть полуживого, — не важно), если он ещё не член Союза, и даже не член партии? Как художник, он, конечно, и смог бы написать, и может быть, даже неплохо, но — нельзя. Уж больно серьёзное ответственное задание. Вот вступит в партию, станет членом, тогда — пожалуйста.
И вступали, и просили принять, и в Москву ездили.
Просто все необходимые документы собрать, рекомендации, каталоги выставок, в которых участвовал, фотографии работ, характеристики от парткома, от месткома, от комсомола, от дирекции — этого мало, могут и не принять. Лучше уж самому поехать, поговорить, угостить кого следует. Опять же, за бутылочкой разговор завести о творчестве. Там же тоже люди сидят, и нормальные люди, со своими слабостями. И каждый себя гением считает. Похвалить его как художника, что, мол, знаю ваши работы, преклоняюсь, учусь у вас… Вот, кстати, и рыбка наша азовская к столу…
Глядишь — и примут.
Не все, конечно, так, но многие.
Ко второй половине девяностых годов набралось в Таганроге аж двадцать членов Союза художников бывшего СССР, а теперь России, но…
И авоськи, и заказы, и спокойное творчество — всё это до несчастья было.
Как у Чехова:
«Фирс. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев. Перед каким несчастьем?
Фирс. Перед волей.
Пауза".
Случилось несчастье — воля вышла.
Сгинула великая и могучая Коммунистическая Партия Советского Союза.
Как же так?!
Жили-жили, работали-работали, и вдруг — на тебе!
А авоська?
Но тут новые партии, как грибы, полезли.
Ура! Вот теперь-то и поживём, теперь-то и поработаем. Это ж если при одной партии так жили, сколько ж теперь работы навалится?!
Но не тут-то было.
Новые партии народились, да только не нужны им оказались ни лозунги, ни портреты вождей, ни плакаты рисованные, высокохудожественные.
Они-то сами, партии эти, может, и непрочь, не отказались бы, но… Не получила ни одна из них той главной, руководящей и направляющей роли, позволяющей свободно, у всех на виду, деньги авоськами, в буквальном смысле, на ветер, на лозунги выбрасывать. То есть и деньги у них, как будто есть, но прежде-то у партии деньги не свои были — государственные, трать — не хочу, теперь же у каждой партии свои, кровные. Хоть и взятые в своё время у того же государства, но теперь уже свои. Хочешь, панно со своим портретом закажи, хочешь, на Канары для обмена партийным опытом поезжай. Так уж лучше на Канары.
А тут ещё и техника вперёд шагнула: компьютерная графика, новые технологии, новые материалы из-за границы навезли. И такое качество получается, что, если вручную, по старинке, за тем качеством угнаться попытаешься, то и сравнивать стыдно.
Известный анекдот:
«Новый русский с сынишкой гуляет. Видят, художник с этюдником стоит, пейзаж с натуры пишет. Посмотрели. Папа говорит: «Вот видишь, сынок, как дядя без поляроида мучается…».
Поначалу, правда, фирмы крупные, банки новые коммерческие, в которых старые знакомые, партийные, профсоюзные и комсомольские товарищи, теперь обосновались, ещё как-то выручали, друг перед другом себя показывали — вот, мол, я какой щедрый, на рекламное панно в центре города денег не пожалел. Потом сообразили, что чем тише, тем спокойнее. Да и не только рекламой засвечиваться не стоит, но и денежки через банк Союзу художников перечислять смысла нет. Одних налогов сколько набегает. Отсюда и цена. Куда проще с художником тет-а-тет договориться, гонорар ему заплатить — и все довольны, и дешевле, и тайна коммерческая.
В итоге Мастерские худфонда, как и партия, тоже поминки по себе справили. Но имущество кой-какое от старых добрых времён осталось, помещение.
Образовали новую контору — Таганрогская организация Союза художников России. Прежде-то в областной все состояли, а теперь воля вышла. И Ростову не нужны стали, и Москве тем более.
Устав сочинили, зарегистрировали. Даже не производственная организация получилась, и не коммерческая, а общественная. Ну, типа «Общества охраны животных» или «Партии любителей пива». Но зато сами себе хозяева, можно новую жизнь начинать.
Москва только телеграммку иногда пришлёт: «Высылайте взносы».
Ну, как соберём, так и вышлем, а пока не собираются эти проклятые взносы, не с чего собирать — заказов нет, картины не покупаются, сами бедствуем.
И действительно некоторые бедствовать стали в полном смысле слова.
А кто же, прежде всего?
Да как раз многие из тех, кого Художником назвать можно, кто прежде всего творчеством занимался, а «Слава партии» для поддержания штанов малевал.
Те же, кто «Великое учение…» во главу угла ставил, в основном кое-как устроились. Кто в дизайнеры подался, новым русским интерьеры в хоромах сочинять, с импортных журналов срисовывать, кто пейзажики местные фотоаппаратом нащёлкал, под копирочку перерисовал, раскрасил — картинки сувенирные получились, ходовой товар, а кто и вовсе бизнесом, торговлей занялся.
Какое-то время ещё новые коммерсанты художников выручали, покупали картины, когда ещё не знали, что с деньгами делать.
Подъезжает на джипе новый русский. Лицо знакомое. Начинаем вспоминать. Оказывается, когда-то вместе учились, даже встречались в одной компании, есть общие знакомые.
— Хорошо, что тебя здесь встретил. Знаешь, я в этом деле ничего не понимаю. Но у меня вот какая проблема: стоял дома кондиционер, я его выбросил, в стене громадная дыра. Заделывать её не хочется, ещё пригодится, а закрыть нечем. Решил картину повесить. Посоветуй что-нибудь. Только большая картина нужна и хорошая.
Идём по залам, показываю.
— Да нет, это всё маленькие, побольше нет?
— Погоди, есть одна очень большая. Только не знаю, понравится ли. Она жанровая…
Достаю из запасника, показываю.
На картине Антон Павлович Чехов изображён на фоне городского шлагбаума. Будка рядом сторожевая, полосатая, и арка над шлагбаумом, высокая прямоугольная, из брёвен, тоже полосатая. И получается, что Антон Павлович как будто на фоне виселицы стоит. И сам он грустный, голову опустил, задумался.
— Слушай, по размеру подходит. А как она вообще считается, хорошая картина?
— Ну, на всесоюзной выставке была…
— И сколько она?
— Ты знаешь, на неё даже цены нет, работа выставочная. Но, если очень нравится, могу позвонить художнику, узнать.
— Звони.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0