Я ВСЕХ ВАС БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ

Часть I. Театральный дивертисмент

(Сочинения в 2-х частях)

УВЕРТЮРА

Оставить комментарий

И вот вы вступаете в должность главного режиссёра.

С надеждой и благоговением на вас смотрят около тридцати пар актёрских глаз. Эти глаза подобострастно ловят ваш взгляд не только на собрании труппы, где вы говорите свою тронную речь, но и после собрания за кулисами, и в коридоре у вашего кабинета, и в туалете, и на улице.

С надеждой и уважением на вас смотрят городские власти. Они уже изрядно устали от проблем, периодически возникающих в театре. Они очень надеются, что уж вам-то, наконец, удастся разрешить все внутренние противоречия этого культурного учреждения и избавить их от лишней головной боли. При этом вам, конечно, обещают создать все условия для продуктивной творческой работы (в том числе предоставить квартиру в ближайшее время) и всяческую поддержку во всех ваших начинаниях.

Да, ещё!..

Если вы приезжаете с семьёй, а жена ваша, естественно, актриса (кем же ещё она может быть!), это хуже, потому что большая часть труппы, относящаяся к так называемой прекрасной половине человечества, никогда не увидит в ней вашего союзника, доброго друга, и талантливую актрису. Даже если она действительно безмерно талантлива (как вам кажется), в театре она может восприниматься только как интриганка, бездарность, грубиянка, серость, бескультурщина, уродина, грязнуля, жадина, дура, мымра, халда, …, …, … В общем — соперница. Естественно, всё это с первого же дня, и на весь период вашего пребывания в должности главного режиссёра, рикошетом будет отлетать в вашу сторону.

Если же она будет пытаться с самого начала произвести на всех хорошее впечатление и обзавестись подругами в новом, но уже родном коллективе, к вышеуказанным эпитетам добавятся ещё: лицемерка, подлиза, кривляка, лгунья, подстилка, …, …, … В общем, не стоит этого делать. Хотя бы потому что, благодаря вашему положению, инициатива добрых, доверительных, душевных, близких, и чуть ли не родственных отношений, будет исходить от всех особей женского и мужского пола, находящихся в вашем подчинении. Вследствие этой инициативы вы можете совершенно случайно и неожиданно наткнуться на подобострастный, полный надежд, кроличий взгляд актёрских глаз на собственной кухне уже через день после приезда. И не исключена возможность, что ваша верная жена, ваша талантливая спутница, представит вас своей новой лучшей подруге и коллеге по работе, как Вовчика, Шурика, Бориску, Юрчика и т. п. Ведь в домашней обстановке ваше имя вполне может прозвучать ласкательно-уничижительно, по-семейному, хотя это никак не будет соответствовать вашему представлению о взаимоотношениях творческого руководителя с его подчинёнными.

Даже если вы категорически запретите своей половине переходить грань чисто профессиональных взаимоотношений, это всё равно абсолютно ничего не изменит. Для всех, и на всё время её пребывания в этом театре (исключая, разумеется, вариант вашего шумного семейного скандала с последующим разводом), она останется красной тряпкой, дразнящей разъярённого быка. Или, что ещё хуже, благодаря её слабостям, а может быть, и усилиям, в роли быка, с его естественными черепными принадлежностями, можете оказаться вы. Потому что не родилась ещё та женщина, которой удалось бы устоять перед неизбежной лавиной нежных, ласковых, высокопарных слов, восторгов, комплиментов и прочих наиприятнейших вещей, обрушивающихся из профессиональных актёрских уст на хрупкие плечи (уши и т. д.) жены главного режиссёра.

Из всего вышеперечисленного явно следует, что лучше всего приезжать в новый театр одиноким холостяком. Наличие где-то далеко законной супруги, если она, конечно, не собирается к вам переехать (об этом нужно заявить сразу), только повышает ваш авторитет.

При этом поиск ваших личных слабостей, использование их, порой даже незаметное для вас самого, начнётся сразу же с того момента, когда вы переступите порог театра. Если вы нормальный здоровый мужчина, ваши физиологические потребности не останутся неудовлетворёнными. Даже если вы приверженец высокой морали, даже если исповедуете чистоту и верность супружеских отношений, природа и доступность земных благ непременно возьмут своё.

Слаб человек, велика сила искусства… Простите, в данном случае, скорее, искушения. Что, впрочем, сути совершенно не меняет.

Однажды в приватной дружеской беседе главного режиссёра спросили:

— Зачем вы даёте хорошие роли этой актрисе? Вы же умный талантливый человек. Вы ведь понимаете, что она плохая актриса и просто проваливает ваши спектакли.

— Понимаю. Но и вы меня поймите. Если я не буду давать ей роли, она перестанет меня кормить. Вы же знаете, что я с ней живу. Готовить я не умею, а у меня больной желудок…

Но, допустим, вы человек абсолютно здоровый, вы умеете готовить, вы стойкий, мудрый, бескомпромиссный.

Это вы так думаете.

Вас интересует только искусство, творчество, работа. Вы даже предусмотрительно (и, разумеется, совершенно случайно) познакомились в новом городе с женщиной, не имеющей к театру никакого отношения. С одной стороны это, конечно, плюс, но с другой стороны… Как только это станет известно в театре или, не дай бог, вы будете иметь неосторожность представить её кому-нибудь из труппы — всё! С этого момента вы обречены на роль распутного супруга, изменившего всем вашим актрисам вместе взятым и каждой в отдельности. Не говоря уже о вашей далёкой, собственной супруге, которой при первой же возможности (даже если она за тридевять земель и никто не знает её адреса) многочисленные доброжелатели и блюстители морали обязательно сообщат о вашем развратном поведении.

Впрочем, как бы ни сложилась ваша личная жизнь в новом городе, она в любом случае станет предметом обсуждения, недовольства, зависти и поводом для обвинения вас во всех смертных грехах.

И вот вы приступили к работе. Вы посмотрели все идущие спектакли и личные дела всех ваших гениев (разумеется, гениев без кавычек, пока ещё). Конечно, если быть совершенно честным перед самим собой, нельзя сказать, что вы сразу во всех влюбились. Но, в конце концов, со временем это придёт. Должно прийти…

После долгих мучений, сомнений и компромиссов (ах, уже компромиссов? не рано ли?) вы, наконец, составили репертуар предстоящего сезона и готовы к его воплощению.

Вы постарались учесть все слабые и сильные стороны каждого актёра, вы постарались предоставить возможность каждому из них проявить себя, показаться в лучшем свете. Вы даже учли перспективы их творческого роста. Ведь вы знаете, как от этого, в общем-то, не идеального актёрского материала, добиться полной отдачи. Вы уверены, что ваши будущие спектакли будут сверкать талантами, а пройдёт совсем немного времени и ваши подопечные сами откроют в себе новые грани актёрского таланта. И свершится тогда великое чудо любви, единения, созидания, творчества, искусства…

Это вы так думаете.

Вы с нетерпением ждёте первые репетиции, и вот наконец-то!..

Внимательные глаза заглядывают вам в рот и выражают готовность совершить невероятное, чуткие уши ловят каждое ваше слово. При этом актёрская инициатива радует вас обилием предложений и подхлёстывает вашу фантазию.

Творческий процесс набирает обороты. Спектакль рождается на глазах. Правда, от некоторых актёрских предложений приходится отказываться, но ведь это творчество, это коллективное рождение одного гениального произведения. Ну, пусть не гениального, просто талантливого, хотя…

Конечно, порой, отвергнув очередное предложение, вы замечаете на актёрском лице кислую мину. Им так хочется, чтобы вы принимали всё, что они предлагают. Ну что ж, иногда можно и согласиться. Пусть это не совсем то, чего хотелось бы вам, и совсем не то, что нужно для вашего спектакля, но, в конце концов, вот в этом конкретном случае можно сделать и так, как предлагают. И в этом случае тоже, ведь в принципе сути это не изменит. Иногда можно, и даже нужно, пойти на маленький компромисс (ах, компромисс?). Ведь это коллективное творчество, это рождение спектакля.

А вот с декорациями проблема. Оказывается, тот материал, который придумал художник, не смогли достать, но его можно заменить другим, если немного перекрасить.

С вами советуются, ждут вашего решения. А какое у вас может быть решение? Ну, если этого материала нет, конечно же, его нужно заменить. И все рады, что вы согласились, что вы приняли мудрое решение.

Владимир Станиславович Цесляк, бывший одиннадцать лет главным режиссёром Таганрогского театра, как-то рассказывал:

«Однажды я понял, чем хороший режиссёр отличается от очень хорошего. Это было, когда Ерёмин* ставил в Таганроге «Чайку». Он говорит:

— В этой картине на сцене должен лежать настоящий ковёр. Большой хороший ковёр, метров десять на двенадцать.

Ему отвечают:

— Юрий Иванович, таких ковров нет. Их просто не делают. Мы бортовку распишем под ковёр, и будет хорошо.

— Нет, — говорит он, — вы не поняли. Здесь нужен настоящий, большой, хороший ковёр.

— Но зачем? Из зала ведь всё равно не видно, настоящий он или нет.

— Это не важно. Его будут видеть и чувствовать актёры. Он должен быть настоящий.

— Но такого ковра не будет. Его просто не существует в природе.

— Значит, не будет спектакля.

И всё!

Поехали на фабрику, заказали ковёр специально для спектакля. Заплатили бешеные деньги. А куда деваться?

Я же, главный режиссёр, прошу сделать какую-нибудь мелочь, ерунду, задник другой повесить или другой стол на сцене поставить, а мне говорят: «Нет. Другого стола нет, а задник перевесить это очень сложно».

И я понимаю, что да, действительно, наверное, это сложно, и другого стола нет. И делаю спектакль из того, что есть.

С актёрами то же самое. Ерёмин может сказать: «Этот актёр меня не интересует. Можете его не выгонять из театра, но в моих спектаклях он играть не будет».

И все это понимают, и даже не возражают. А я так сказать не могу. Я же понимаю, что он всё-таки актёр, пусть плохой, но актёр, и ему надо работать. И я даю ему роль, и получается плохой спектакль. И он же потом меня обвиняет в том, что я с ним, таким хорошим, сделал такой плохой спектакль. И я соглашаюсь, ведь спектакль действительно плохой. Но ведь объяснять ему, почему спектакль плохой, бесполезно.

Поэтому Ерёмин теперь главный режиссёр в Москве, а я вот докатился до очередного в Жданове…".

___________________________________
* Ерёмин Юрий Иванович, в конце семидесятых главный режиссёр Ростовского областного театра им. М. Горького, с 1981 главный режиссёр Центрального театра Советской Армии, ныне главный режиссёр театра им. А.С. Пушкина, г. Москва (прим. 2004 г.).




Комментарии — 0

Добавить комментарий


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.