(Сочинения в 2-х частях)
Нельзя сказать, что эту премьеру вы ждёте с нетерпением, но если вдруг выясняется, что времени на выпуск спектакля, как всегда в театре, не хватает, и кто-то предлагает перенести священный день премьеры на более поздний срок, вы, естественно, не можете молчать. Вы громогласно возмущаетесь, активно пытаетесь докопаться до истины, кто же в этом безобразии виноват, и убеждённо доказываете, что нельзя обманывать зрителя, который уже готов купить все билеты именно на премьерный спектакль.
Премьеру не откладывают.
Вы в предвкушении торжества справедливости, вы готовитесь к ней. То есть не к самой премьере, — что в ней может быть интересного и значительного? — а к её обсуждению.
Обсуждение спектакля — обязательная театральная процедура для каждой премьеры.
И вот — наконец-то!
Но и тут вас ждёт разочарование. Все выступающие на обсуждении почему-то говорят о том, что было на сцене, а не о том, что могло быть (если бы, разумеется, вы играли главную роль). Мало того, кроме перечисления многочисленных недостатков спектакля, в некоторых выступлениях звучат абсурдные умозаключения о его достоинствах.
Это уже вообще ни в какие ворота не лезет!
Правда, кто-то всё же упомянул, что с самого начала было сделано не совсем верное распределение ролей.
О, разумеется!
Он, конечно, имел в виду вас. Просто из-за мягкости характера не назвал вашу фамилию. Но ведь по сути он бесконечно прав. Вот об этом-то и надо говорить!
В принципе, вы остаётесь довольны обсуждением (разумеется, не спектаклем). Если не брать во внимание некоторые подхалимские высказывания в адрес режиссёра, этот бездарный спектакль и его так называемые создатели получили по заслугам.
Вы с нетерпением ждёте следующего распределения ролей.
И — о, ужас!
Происходит то же самое. Вас нет в приказе.
Как вы после этого относитесь к любимому и уважаемому главному режиссёру?
Естественно…
Но мало того, вскоре вы совершенно случайно узнаёте, что назначены на одну из «особо содержательных ролей» в конце списка, в неизвестной вам пьесе, которую будет ставить новый, молодой, никому неизвестный, очередной режиссёр, и начнёт он над ней работать только через два месяца.
А что же вы будете делать эти два месяца?
Это уже можно принять за личное оскорбление.
И вот, после долгого, бесполезного, ежедневного хождения в театр в течение этих двух месяцев (как назло повесили очередной приказ об ужесточении дисциплины и обязали всех актёров являться ежедневно для ознакомления с расписанием, и даже расписываться о явке в каком-то журнале), вы, наконец, приступаете к работе над ролью в спектакле очередного молодого режиссёра.
Но странное дело, этот молодой, в общем-то, неопытный режиссёр становится вам интересен. Во-первых, он говорит вам всякие приятные вещи о вашем профессионализме, творческом подходе к роли и тому подобное, а иногда даже ставит вас в пример другим актёрам. Во-вторых, оценив ваш талант, в процессе работы он советуется с вами, и уже неоднократно намекал, что распределение ролей получилось не совсем удачное (ведь он практически не участвовал в этом распределении, как подсказал главный, так он и сделал), что вы вполне подходите на более серьёзную роль, пусть даже в этой пустой пьесе. И, наконец, в-третьих, этот молодой режиссёр просто симпатичный творческий человек, вам очень интересно и легко с ним работается, и вот если бы он был главным, тогда…
Стоп! Ещё не всё, ещё не время.
Через месяц вы получаете второстепенную роль в спектакле главного режиссёра. И он совершенно не советуется с вами во время творческого процесса, лишь говорит куда пойти, что взять, как сказать текст и тому подобное. При этом он ещё и позволяет себе делать вам замечания!
Какие светлые мысли зреют в вашей творческой голове?
Но ведь вы человек трезвый, практичный, опытный, и понимаете, что молодому талантливому режиссёру ещё рановато быть главным. Ну, просто рановато. Хотя вы уже почти готовы в него влюбиться. Но он ещё не потянет. Вот если бы вы были с ним настолько дружны и близки творчески, чтобы он не только прислушивался ко всем вашим советам, но и не слушал никого другого, тогда стоило бы всерьёз обдумать эту идею, а пока… Пока ещё иногда случается, что он кроме вас послушает то одного актёра, то другого. И даже не важно в чём, и даже не важно хорошо ему советуют или плохо. Важно, что он прислушивается не только к вашему мнению.
Нет, рановато ему быть главным, ещё рановато. Лучше пусть поработает пока очередным.
Но ведь главный-то уже совсем!.. И труппу рационально, разумно не может в репертуаре задействовать (вы же в его спектаклях практически не играете), и спектакли у него какие-то неинтересные, однобокие получаются, и вообще он творчески себя уже исчерпал практически полностью.
Что же касается человеческих качеств…
О! Вчера, например, вы вошли в зал во время репетиции, а он даже не поздоровался с вами, не остановил репетицию, а продолжал что-то втолковывать этой бездарности (актёру, играющему у него главную роль), делая вид, что просто не замечает вас. А на последнем банкете, когда вы решили попытаться наладить с ним контакт, растопить, так сказать, лёд, и подсели к нему со своим бокалом, он просто нагло, по-хамски не стал вас слушать. Пробурчал какие-то извинения и вышел из-за стола.
А ведь поначалу, ещё не так давно, когда он только пришёл в ваш театр (вы-то уж, слава богу, столько лет в этом театре работаете!), такой вежливый был, обходительный, и выслушивал вас, и поддакивал, и даже главную роль вы у него играли, но потом словно подменили человека.
В общем, надо с ним что-то делать. Пора.
И ведь не один (одна) вы такой (такая).
Вот сегодня он, кажется, этому (этой) что-то не так сказал. А ведь вы с этой (этим) уже столько лет… И не просто знакомы. Когда-то что-то даже было между вами, похожее на легкий романчик, есть что вспомнить.
Может быть, обсудить с ним (с ней) эту тему?
И обсудили.
Вот и всё! Машинка завертелась.
— Против кого дружим, ребята?
— Против главного.
— А что с ним?
— Подлец и бездарность.
— Да? Уже? Тогда я с вами…
А как же любовь? А от любви до ненависти сколько? Правильно, гораздо ближе, чем за пивом.
Ну, хорошо, прошла любовь, завяли помидоры, развод и девичья фамилия. А что же ответчик? Или истец? Кто теперь в какой роли? Здесь who is who (перевод для полиглотов: «кто есть кто», по-русски звучит: «ху из ху») и определить не так-то просто. Поэтому давайте переоденемся и сменим грим.
Представьте, что вы приглашены на должность главного режиссёра. Именно приглашены руководством города, а не просто присланы министерством, и приглашены по просьбе самого театра. Именно вас ждут, именно вас хотят, именно на вас надеются.
Новый город, новые люди, новая жизнь!..
Это для вас здесь всё новое. Они-то, те которые пригласили, здесь уже, слава богу, о-го-го…
Вы полны творческих планов. Вы давно уже не глупый, необстрелянный мальчик, мечтающий о славе и аплодисментах. Вы давно уже искушённый, знающий, опытный режиссёр-постановщик. Вы в совершенстве владеете этой профессией. Кроме того, у вас за плечами многолетний актёрский опыт. Вы знаете душу актёра, понимаете её. У вас уже немало режиссёрских постановок в разных театрах, достаточный опыт закулисных интриг, побед и поражений. Вам ведь самому уже не раз приходилось «дружить».
Это вы так о себе думаете.
Ещё о вас хорошо отзываются в министерстве, о ваших спектаклях писали в центральной прессе, и возможно, что у вас уже достаточный опыт главного режиссёра, а приезжаете вы из другого театра, которым руководили и который оставили, разумеется, по собственному желанию, из-за кучки бездарностей, начавших писать кляузы и плести интриги. Вы уже тёртый калач в этом деле, знаете, как себя вести, знаете, как избежать интриг и кляуз.
Это вы так думаете.
Вы прекрасно понимаете, что, прежде всего, нужно всех актёров загрузить работой, всем дать роли, чтобы не осталось у них свободного времени на дурные мысли, чтоб некогда им было витать в облаках, плести интриги, заниматься самокопанием. Вы, конечно, понимаете, что сделать это нелегко, так как с труппой вы уже знакомы. Возможно, вы уже поставили здесь один спектакль в качестве приглашённого разового режиссёра, и спектакль этот прошёл «на ура», после чего, собственно, вам и предложили пост главного. Вы прекрасно знаете, что талантливой молодёжи в труппе нет, да и вообще никакой молодёжи практически нет. Вы знаете, что семьдесят процентов труппы это женщины, мягко говоря, среднего и выше среднего возраста, что среди мужчин нет ни героя любовника, ни социального молодого героя, ни трагика, ни приличного комика, а есть в основном социальные злодеи, в меру благородные отцы и не очень лирические маловыразительные резонёры.
Но, тем не менее, вы полны планов и надежд. В вашем портфеле ни один десяток пьес, которые прекрасно разойдутся на весь творческий состав, и каждая из них может стать украшением репертуара любого уважающего себя театра.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0