(Сочинения в 2-х частях)
Бывали на гастролях моменты, когда у актёров от зарплаты до суточных рыбалка и грибы были единственным источником пищи. Причина не только в мизерной актёрской зарплате. Всё-таки при разумном её расходовании голод не грозил, но это при разумном. А в условиях социалистического снабжения и строго регламентированного распределения товаров, то есть при всеобщем повальном дефиците, в далёких сельских магазинах встречались иногда такие товары, о которых в городе можно было только мечтать.
Даже курьёзы иногда случались.
Многоместный женский номер сельской гостиницы. Вбегает запыхавшаяся актриса, радостно сообщает:
— Ой, девчонки, такое платье купила — обалдеть! А, главное, цена сногсшибательная! Угадайте сколько!..
В комнате хохот. Кто-то отвечает:
— Пять рублей.
— Точно, пять рублей… А как…
Несколько актрис, как по команде, разворачивают перед ней точно такие же платья.
Что значит для женщины, тем более актрисы, узнать, что у остальных точно такие же платья, пусть даже купленные за пять рублей в уценённом отделе сельского магазина?
Через несколько минут дверь распахивает ещё одна актриса:
— Ой, девчонки…
— Платье купила?
— Да, отличное платье…
— За пять рублей?
— Да…
Тот же трюк с разворачиванием, смех.
— Ну, теперь будем, как детдомовские, все в одинаковом ходить, — грустно заключает ещё недавно счастливая обладательница дешёвого платья.
Везли же актёры из далёких сёл не только одежду, но и сервизы, и кофемолки, и телевизоры, и даже холодильники. Благо в фургоне с декорациями место всегда найдётся и монтировщики погрузить помогут.
Всё это вещи, конечно, нужные, но расходы непредвиденные.
Вот стоит у вас в номере новенький холодильник или телевизор, о котором вы не один год мечтали. Не болтаться же ему все гастроли в фуре по нашим знаменитым дорогам. В далёком селе, без всякой очереди, заплатили вы за него всю имеющуюся у вас и всех ваших коллег наличность, взяли дорогую покупку и унесли. Просто, как в сказке. Теперь рассматриваете его, поглаживаете, изучаете инструкцию. У холодильника дверцу туда-сюда дёргаете, к телевизору кусок проволоки вместо антенны пытаетесь приладить. Хочется же поскорее подключить, попробовать, посмотреть в работе.
Ну, подключили, а дальше что?
А дальше нужно, прежде всего, долги отдавать.
Но кушать-то каждый день хочется. В новенький холодильник хотя бы кое-что положить нужно. И программой теленовостей, увиденной даже по новому телевизору, сыт не будешь.
Но такое безденежье ещё куда ни шло, такое даже приятным бывает. В конце концов, и телеграммку домой можно дать: «Высылайте срочно телеграфом везу о-го-го» или у начальника, руководителя гастролей, занять до приезда. У него казённых наличных немерено, а отчитываться всё равно по приезду будет.
А вот другое безденежье.
Ну как не понять актёрскую творческую душу, да если ещё учесть, что дело молодое, гастрольное, а на первом этаже любой самой захудалой сельской гостиницы, как обычно, ресторан.
Сколько лет прошло, а до сих пор помнится разудалый боевой клич одной из работниц театра:
— Гуля-ять хочу-у-у!..
А потом, что называется, «мы гуляли, веселились, подсчитали, прослезились».
Только рыбалка, да «подножный корм» — грибы, картошка с колхозного поля, фрукты, ягоды из колхозного сада, выручали. А на хлеб можно и преферансом заработать. И не только на хлеб, иногда и на масло.
Но преферанс дело тонкое, здесь не только умение и везение иметь надо, здесь и тактика, и стратегия необходимы. Много всё равно не выиграешь, ставка-то по копеечке, максимум по две, но и выигрывать всё время нельзя, иначе никто с тобой играть не будет. Раз выиграешь, два, три, четыре, а на пятый — тю-тю, оставайся без хлебушка. К верной тактике не сразу и придёшь, правильную стратегию не сразу выработаешь.
В те времена на занятиях по политэкономии маркетингу не обучали, психологию бизнеса не преподавали. Тогда, прежде всего, правильность великого учения, превосходство социалистической экономики и планирования усвоить нужно было. Опять же историю Партии, историческую значимость великих партийных съездов. О превосходстве социализма над капитализмом говорили, и много говорили, а вот сравнить то, как у нас, с тем, как у них, не всегда получалось. У нас-то было хорошо, у них, понятно, плохо, но, как именно плохо, и отчего, и почему они такие тупые, что не хотят жить лучше, то есть жить так, как у нас, было не совсем понятно. Поэтому приходилось до всего своим умом доходить и на жизненной практике проверять собственные выводы. И не только с преферансом.
Уже будучи руководителем гастролей, собирался я даже целый трактат написать о том, как можно при социалистической системе с «людями работать», особенно с теми, кто руководящие посты занимает. Думаю, на пухлую брошюру материала вполне набралось бы. Но потом попалась случайно в руки книжонка Дейла Карнеги.
«Э, — думаю, — да здесь про всё это уже написано и прекрасно написано. Накрылась, — думаю, — моя брошюра, умерла ещё одна хорошая идея, так до конца и не родившись. Опередили капиталисты проклятые, недоразвитые, а жаль».
Но кое-что из примеров, из нашей советской действительности, в памяти и в записях сохранилось.
Как, например, уговорить председателя колхоза заплатить гарантийную (аншлаговую) стоимость спектакля после того, как спектакль уже начался, а в кассе было продано всего десять билетов?
И ведь удавалось! Не всегда, разумеется, но…
Здесь, конечно, актёрский опыт очень пригодился. Здесь, как на сцене, надо и партнёра чувствовать, и мизансцену, и за сюжетом следить, и, главное, сверхзадачу не забывать.
Кому-то в жилетку поплакаться, рассказать, как театру жить тяжело, помогите, мол, бедненьким. Кого-то сразу на место поставить:
— Что же это вы своих подчинённых так воспитываете? И не стыдно? Придётся в партийные органы обратиться, чтобы присмотрели за вами, за вашей идеологической, так сказать, платформой. Да, впрочем, и обращаться не придётся, по кассовой рапортичке всем видно будет, как у вас оргмероприятия посещают. Ведь все рапортички потом в обком партии поступают, там посмотрят на вашу посещаемость, могут очень заинтересоваться.
— А как бы без этой, как его… рапортички?
— Гарантию заплатите, и всё будет в порядке. Комар носа не подточит.
— Ох, связался я с вами на свою голову. Выписывайте счёт.
— Пожалуйста.
— Спасибо…
Или вот ещё эпизод.
Кто-то из актёров, изучая меню гостиничного ресторана, удивился:
— Ты смотри!.. Икра чёрная, икра красная!.. Сто лет её не видели. И не очень дорого. Вот бы перед отъездом взять с полкилограммчика, домой ребятишкам привезти.
— Попробую. Узнайте, может, ещё кто-нибудь из наших взять захочет.
Ещё желающие нашлись. Набралось больше чем на два килограмма. А порция в ресторане, кажется, граммов пятьдесят.
Иду на следующий день к директору ресторана.
— Здравствуйте.
— Здравствуйте.
Представился. Познакомились.
— У нас тут послезавтра в клубе спектакль. Будем рады видеть. Вот приглашение.
— Спасибо…
Обрадовался, но очень удивился.
— Вы что-нибудь хотели?
— Пригласить вас хотел.
— И всё?
— Всё.
— Спасибо…
— Приходите. Надеюсь, понравится. До свидания.
На следующий день опять в ресторане обедаю. Он сам к столику подходит.
— Извините, пожалуйста. Вы мне вчера приглашение дали… Я афишу посмотрел… У вас там ещё сказка для детей, а у меня…
— О чём разговор? Разумеется. На сколько человек?
— Если можно, конечно… Если вам не трудно… На четыре.
— Хорошо. После обеда занесу.
— Ну, что вы?.. Я сам подойду. Только скажите куда.
— Да вот сейчас пообедаю, поднимемся ко мне в номер.
— Конечно-конечно… Спасибо. Вы не спешите, кушайте.
Он отошёл, а официантка, видно, указание уже получила, ждать не заставляет, обслуживает, как говорится, по первому разряду. Кстати, потом, до самого конца гастролей, все официантки так и обслуживали.
После обеда поднимаемся в номер, он взял приглашение, спрашивает:
— Может, вам что-нибудь нужно?
— Да нет, ничего, спасибо. Пока ничего…
— У меня дефицит есть — кофе растворимый. Недорого…
— Спасибо, я подумаю.
На спектакле рассказал актёрам о кофе. Многие кофеманы. Почти все, хоть по одной баночке, заказали. Кофе, да ещё растворимый, в те времена только в Москве можно было купить.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0