Я ВСЕХ ВАС БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ

Часть I. Театральный дивертисмент

(Сочинения в 2-х частях)

СЕЛЬСКИЕ ГАСТРОЛИ

Оставить комментарий

* * *

Чем ещё хороши сельские гастроли, так это тем, что между сказкой и вечерним спектаклем есть несколько часов свободного времени. Хочешь в лес иди, хочешь в поле, хочешь спать завались где-нибудь в клубе на стульях, а то и прямо на сцене. Перед ночным преферансом подремать никогда не помешает. А хочешь… Ведь практически в каждой деревне, посёлке или станице есть водоём, в котором рыбка водится. Отработал сказку, взял удочку, и получай удовольствие. К тому же и ужином себя можно обеспечить, если, конечно, клевать будет.

Душный, пасмурный летний день. Вот-вот должен пойти дождь. Поскорей бы! Дышать почти невозможно.

В центре деревни старая церковь. Перед церковью большой пруд. Когда-то здесь было красиво и покойно. Золото куполов отражалось в пруду, звонили колокола, собирался люд со всех окрестных деревень с мыслями о вечном, чистом, добром.

Теперь церковь полуразрушена, вместо куполов одни почерневшие остовы. Пруд заилился, по берегам зарос камышом.

В камыше прогалина, в ней двое. Мальчонка лет семи, в бледно-синей выгоревшей рубахе, сидит на ржавом перевёрнутом ведре и держит удочку, сделанную из длинной, не совсем ровной, ветки. Рядом высокий худой мужик в грязных, латаных брюках и, несмотря на жару, в фуфайке на голое тело. Мужик без удочки, стоит, заложив руки за спину, и угрюмо, сосредоточенно смотрит на воду.

Прогалина довольно широка, можно присоседиться.

— Здравствуйте. Не прогоните?

Мальчонка пожал плечами, ответил:

— Ловите.

Мужик взглянул косо, промолчал, опустился на корточки и снова угрюмо уставился на воду.

Самое обидное на рыбалке, это когда у соседа клюёт, а у тебя нет. Так и хочется забросить в то место, где поплавок соседа. Бывает и забросишь, или течением отнесёт, а всё равно не клюёт. Сосед вытаскивает одну за одной, а ты сидишь, как болван, злишься, всех родственников по матушке поминаешь.

Мальчонка вдруг спрашивает:

— А вы на что ловите?

— На хлеб.

— У нас на хлеб ничего не ловится. Только на червя. Вот берите.

Он протягивает ржавую консервную банку с червями.

— Спасибо.

Действительно, стало ловиться. Небольшие караси, но клюют часто.

— А вы в спектакле Кота играли?

— Да.

— Я видел, мне понравилось. Но вообще-то я больше кино люблю. Там больше на правду похоже. Только когда кино не по книжке. Когда книжку знаешь, а потом кино смотришь — непохоже.

— А ты в каком классе учишься?

— Во втором, но читать я давно умею. У меня сестра старшая уже в пятом. Я раньше всегда вместе с ней уроки делал. И читать научился, и по математике.

— Молодец. А что читать любишь?

— Стихи люблю.

— Какие стихи?

— Пушкина, Есенина. Я много стихов знаю. У меня память хорошая.

— А прочесть что-нибудь можешь?

— Могу. Вообще-то я так просто не люблю читать, но вам прочту.

Он задумался на какое-то время, вытащил карася, снял его с крючка, снова забросил удочку и начал читать:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…

Как? Откуда? Здесь, в глубинке, мальчонка любящий поэзию, знающий Есенина! Поразительно!

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков…

Да он не просто знает стихи, он понимает их, чувствует!

— У вас клюёт.

— Ага. Читай, читай.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

— Молодец! А зовут тебя как?

— Иван.

— Мама, наверное, учительница?

— Нет, мать у меня доярка. На ферме работает.

— А папа?

— А батя вот сидит.

Мужик, за всё время разговора ни разу не взглянувший в нашу сторону, наконец, повернулся и тихим, хриплым голосом жалобно спросил мальчонку:

— Может, сходишь, а?..

Малыш строго, даже как-то грубо ответил:

— Сказал нет, значит, не пойду. У неё всё равно ничего нет.

Мужик медленно, неуверенно встал:

— Ну, тогда я сам пойду…

— Никуда ты не пойдёшь! — отрезал малыш. — Сядь!

Мужик покорно присел, отвернулся, обхватил голову руками.

— Болеет он. С похмелья, — пояснил Иван. — К матери хочет пойти, на бутылку выпросить. Только у неё нет ничего. Вчера хлеб у тётки Таньки занимала. А нас в семье пятеро. Мать с отцом, сеструха старшая, я, да братишка малой. Батя вот не кормилец у нас, мне приходится. Сегодня ловится хорошо, видно, перед дождём. И нам на уху хватит, и Артёмке. Пес у нас, Артёмка, тоже рыбу любит. Вообще-то батя у нас ничего, добрый, только болеет часто. А так ничего, есть и похуже.

На другой стороне пруда из-за холма показалось несколько коров.

— Ай! Дал же я маху!.. — заволновался Иван. — Мне ж корову встречать надо, а я тут заболтался с вами.

Он стал поспешно сматывать удочку. Отец его тоже встал.

— Ну, ты как? — обратился к нему Иван. — Со мной пойдёшь или, может, половишь?

— Пойду, — хмуро сказал отец.

— Только смотри, если будешь у деда Сашки в долг выпрашивать, я тебя домой не пущу. Так и знай. Понял?

— Понял.

— Тогда пошли. Ну, до свиданья вам. Приезжайте ещё.

— Вань, погоди! Ты возьми карасей этих. Давай сумку.

— Да нет, что вы, не надо, — засмущался он. — Вам же тоже… вы же ловили…

— Бери. Мне не надо, я так, ради удовольствия.

— Вот спасибо. Нам теперь и на уху, и пожарить хватит. Мука дома есть, а масло тётка Танька даст. Повезло нам сегодня, слышь, бать. Спасибочко вам ещё раз. А червей оставьте, я себе завтра накопаю. Ну, до свиданья.

Он протянул маленькую крепкую ручонку.

— Счастливо тебе, Иван.

— Бать, ну… ты тоже, что ли, попрощайся…

Мужик подошёл, подал вялую длиннопалую руку, слегка кивнул.

— Ну, пошли скорей.

Иван переложил удочку и сумку с уловом в одну руку, другой взял за руку отца и они поспешно пошли в обход пруда по направлению к церкви.

Ах, какое окончание этому эпизоду придумать можно! И пошли они по направлению к храму… и впереди у них… и прочее, и прочее…

А зачем? Не было в этом уходе ни поэзии, ни какого-то особого высшего предзнаменования. Просто им нужно было идти домой встречать корову. Нужно было спешить в ту сторону, в сторону полуразрушенной сельской церкви.




Комментарии — 0

Добавить комментарий


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.