(Сочинения в 2-х частях)
Не только составление расписания входит в обязанности завтруппой. Само название должности говорит о многом.
Что такое труппа?
Это — артисты, то есть группа людей, бесконечно влюблённых в свою профессию, талантливых и бездарных, добрых и злых, склочных и чистосердечных, довольных и обиженных, пьющих и не выносящих запах спиртного,
Драматурги, режиссёры, главные режиссёры, помощники режиссёра, постановщики танцев и сцендвижения, композиторы, завмузы, концертмейстеры и даже театральные критики терзают всю эту группу людей, и каждого из них в отдельности, в период выпуска спектакля. Директор театра, его заместители, администраторы, бухгалтерия, и даже вахтёры, терзают этих людей постоянно, независимо оттого заняты они в готовящемся спектакле или нет.
Мало того, эта группа людей имеет ещё и собственного заведующего, должность которого так и называется — завтруппой.
Ну, завмаг — это понятно. Он заведует магазином. Зав. складом, зав. производством — тоже понятно. Даже в театре: завпост (заведующий постановочной частью), завлит (заведующий литературной частью), завмуз (заведующий музыкальной частью) — это всё понятно.
А завтруппой?
О! Обязанности и права заведующего труппой настолько велики, что не будь этой должности в штатном расписании театра, этот вид искусства зачах бы в самом зародыше.
Ко всему, что происходит на сцене, за кулисами, в стенах театра и даже за его пределами, от приема и увольнения актёров до безделушки реквизита, от неработающей раковины в актёрской гримёрке до создания общественного мнения о готовящемся в театре спектакле, и даже к подготовке внутритеатральной революционной ситуации, — ко всему завтруппой имеет самое непосредственное отношение. Должность эта не только трудна и ответственна, но и очень почётна.
Мне, например, довелось работать Красноярском театре с одним завтруппой, проработавшим в этой должности не один десяток лет, и очень гордившемся тем, что в своё время он был инициатором увольнения из театра Иннокентия Михайловича Смоктуновского с формулировкой «за профнепригодность». И это действительно было так.
— Геннадий Архипович, почему артист N опоздал на репетицию?
— Так ведь он договаривался с режиссёром.
— А причём тут режиссёр? Кто завтруппой, вы или режиссёр?
— Но ведь N в первом эпизоде вообще не занят…
— Как это не занят? Вы на репетицию его вызывали? В расписании выписывали?
— Да, но потом режиссёр сказал, что он нужен только в конце картины…
— Вы на режиссёра не сваливайте! Чем у нас занимается завтруппой, когда артисты опаздывают? Где докладная?..
— Почему у артиста D в прошлом месяце переработка? У него норма четырнадцать спектаклей, а он сыграл аж шестнадцать! Кто будет платить? Завтруппой будет платить?
— Так ведь я предупреждал, что он в трёх сказках занят. Каникулы ведь… Я же не виноват, что его в серьёзных спектаклях режиссёры не занимают. Только в сказках прыгает. Вот и набежало…
— У него-то набежало, а у вас убежит. Получите строгий выговор.
— Z заболел!
— Как заболел?
— Вот так. И больничный есть!..
— Что будем делать?
— Отменять спектакль.
— Да ты что, Архипыч?!
— А что делать?
— Кем заменить?
— Как заменить? Там текста сорок две страницы!..
— Тогда… Вот что, Архипыч, бери машину, поезжай, привози хоть мёртвого. Отменять нельзя. Если надо вызовем «Скорую», будет весь спектакль дежурить. Поезжай — привези.
— Да что я поеду… Может быть, вы?
— Ты с ума сошёл, Архипыч! Он же не согласится! Он меня увидит, ещё больше заболеет. А ты уговоришь. У тебя получится, ты можешь… Поезжай, не тяни…
— Ну, ладно, только я тогда больничный фиксировать не буду, а то…
— Делай что хочешь, только привези!..
В театре — премьера.
Премьера — это, прежде всего, праздник.
Премьера — это начало жизни спектакля.
Премьера — это рождение ребёнка, произведённого на свет бесконечным множеством самых разных, ничуть не похожих друг на друга, порой не понимающих и даже ненавидящих друг друга людей, обречённых в силу профессии на его групповое зачатие, долгое вынашивание и мучительное рождение. Иногда это вынашивание проходит легко и просто, без болезненных токсикозов, нервных срывов и беспричинных слёз. Ребёнок рождается крепким и здоровым. Он громким криком оповещает мир о своём рождении, а все вокруг смеются и радуются.
Иногда в период вынашивания его приходится укладывать на сохранение, под жёсткий контроль (обычно со стороны администрации), делать различные инъекции, вливания, очищения. Ребёнок рождается тихим, недоношенным. Он не кричит, не двигает ручонками и живёт потом очень недолго.
Бывает и наоборот. Недоношенный ребёнок вырастает в шумного здорового гиганта, а рождённый крепышом быстро чахнет, затихает, становится неинтересным.
Случаются и аборты, оставляющие в умах и душах его создателей горечь, обиды, разочарования.
Но, в любом случае, какой бы ребёнок не родился, премьера — это всегда праздник, несущий каждому, причастному к его рождению, что-то своё, личное, неповторимое.
Для кого-то это ещё одна сыгранная главная роль, подтверждающая высокое звание, имя, профессионализм.
Для кого-то это дебют, и оттого, как он прошёл, может зависеть его дальнейшая жизнь в театре.
Для кого-то это окончание мучений по поиску материалов для декораций, круглосуточной работы по пошиву, изготовлению, покраске, подгонке оформления и костюмов.
Для кого-то это освобождение от ненавистного, примитивного и бездарного режиссёра, который умеет только кричать и размахивать руками, окончание долгих нудных репетиций и надежда, что этот спектакль долго идти не будет.
Для кого-то это расставание с прекрасным, талантливым, умным, добрым и неповторимым режиссёром, с которым так хорошо, спокойно работалось, и который по достоинству оценил нераскрытый прежде талант.
Для кого-то это новая головная боль, так как на премьеру зрителя собрать ещё как-то удалось, но спектакль явно не вызовет никакого интереса, и, как дальше загонять на него любопытных, неизвестно.
Для кого-то это ещё одна радостная возможность обратить внимание окружающих на непрофессионализм, бездарность ненавистного актёра-соперника, обвинить его в провале спектакля и подсказать кому следует, что такой актёр нам в театре не нужен.
Для кого-то это долгожданная возможность открыто и честно напиться до поросячьего визга, так как премьера — это непременно банкет. Иногда этот банкет тихий и полулегальный, в актёрской гримёрке, со сдвинутыми тумбочками и гримёрными столиками, накрытыми газетами, с принесённой из дому закуской, с быстрым выпиванием и разбеганием небольшими группками в разные стороны для продолжения по домам. Иногда этот банкет шумный и разгульный, с обильным возлиянием, горячей закуской, песнями и танцами.
Для завтруппой премьера — это, прежде всего, банкет, потому что для рождения спектакля он уже сделал всё, что мог и всё чего не мог.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0