(Сочинения в 2-х частях)
Спектакль «Отелло» в Ивановском областном драмтеатре.
Старое здание, бывший кинотеатр.
Закулисная часть никак не приспособлена для драмы с её несметным, объёмным хозяйством — узкие закулисные проходы, отсутствие декорационных карманов и прочие неудобства.
Новое здание только строится…
Вообще, на родине Первого Совета рабочих и крестьянских депутатов театральное здание не приживается.
Решили построить целый комбинат искусств, объединить в одном здании драму, оперетту и кукольный театр. Кажется, ещё и филармонию туда же поселить.
Додумались!
А строить решили в самом центре города, где прежде стоял разрушенный при Советской власти храм. Место хорошее, на берегу речки Уводь.
Ивановцы с гордостью:
Как на Уводи вонючей
Стоит город наш могучий!
Заложили фундамент театра, стали стены возводить, а стены вместе с фундаментом и поплыли.
Храм века простоял, а театральные стены, ещё недостроенные, не выдержали.
Оказывается, там, на берегу этой самой Уводи, родников всяких, источников полным полно.
Когда храм строили, древние строители умнее были: все эти фонтанчики, роднички в трубочки вывели и в речку направили, а потом уже фундаментом занялись.
Наши советские инженеры побрезговали такой мелочью заниматься. Котлован вырыли, бетоном залили, и — вперёд.
А получилось обратное. Обычная история.
Стали разбираться, в церковные архивы полезли, может, где проект сохранился. Да кто ж его сохранит при Советской-то власти? Может, его и вовсе, проекта-то, не было. В прежние века головой думали, потом строили. А при нашей жизни на бумаге красиво нарисовали, построили, потом, если что не так, будем думать, как исправить.
В общем, пришлось несколько лет почву изучать и родниками заниматься.
Как будто всё изучили, записали, новый проект нарисовали, давай строить.
Опять фундамент заложили, стены возвели…
Опять всё рухнуло. Где-то в начале проектирования чуть-чуть ошиблись, а в конце получилось — о-го-го!
Кого-то, конечно, наказали, кого-то предупредили, но от мысли построить на месте храма театр не отказались. Хотя старушки верующие говорили: «Нельзя на том месте театр строить, грех это».
Но Советская власть упорная, в предрассудки не верит. Строить, так строить! По новой всё рассчитали, продумали и, в конце концов, построили. Целый комбинат искусств, как и было задумано.
Правда, сразу переселять театры не стали, решили несколько лет подождать: а вдруг опять рухнет.
Подождали, посмотрели — кажется, стоит, кажется, не разваливается, кажется, можно уже и новоселье справлять. Ну и, слава богу! Да здравствует Советское строительство без всяких предрассудков! Ура! И бурные продолжительные аплодисменты.
Назначили срок переселения. Уже мебель завезли, расставили, люстры хрустальные повесили, ковры расстелили. Уже чуть ли не завтра собрались огромный банкет учинить по поводу приёма здания высокой московской комиссией, а сегодня…
А сегодня ночью — пожар!
И всё сгорело: и мебель, и ковры, и люстры, и всё, что только могло сгореть. Впрочем, то, что и не могло гореть, тоже в пепел превратилось.
Поговаривали, что так просто пожары не случаются, само не загорится, подожгли, значит. То ли жулики украли много мебели, люстр, ковров, и пожаром следы заметали, то ли старушки, которые говорили, что нельзя на месте храма театр строить, назло сделали, пакость такую учинили. Но поджигателя так и не нашли.
Старушки перекрестились, строители восстанавливать начали.
Но этот пожар уже после был. Сначала старое здание чуть не сгорело. Во время спектакля «Отелло».
На сцене огромный пандус на всю ширину сцены и почти на всю её глубину. В глубине пандус возвышается на несколько метров. Всё действие на наклонной плоскости.
Сцена праздника на Кипре по случаю крушения турецкого флота и бракосочетания генерала Отелло с прекрасной Дездемоной.
По замыслу режиссёра всё должно быть шумно, ярко и весело. Этакий карнавал с плясками, фейерверком и чуть ли не корридой. Ну, коррида не коррида, а шкуры, маски на артистов напялить можно, быки, или бараны, не важно, на топот копыт похоже, и ладно. С плясками тоже проблем нет, а вот фейерверк…
Свечку настоящую на сцене зажечь — проблема. Пожарники ни в какую не соглашаются. Лампочку от карманного фонарика к батарейке присобачите, вот вам и свечка. Но живой огонь — боже упаси!
А тут фейерверк придумали!
Можно, конечно, прожекторами помигать, грохот пушек погромче сделать, но… слабовато всё это. И решили режиссёр с художником: новогодние бенгальские огни на крестовины прилепить, а крестовины на палки.
Перед выходом на сцену актёр должен эти огни зажечь, крестовину раскрутить, и — вперёд громко и весело. У бенгальских огней искры, вроде как не опасные, холодные, а на сцене хоть какое-то сверкание, почти похоже на фейерверк.
И вот бегает массовка по сцене в масках, с большими крестовинами на палках, крестовины раскручивает, сверкает. Шум, гам, веселье.
Из зала красиво.
Наконец, сцена завершается, актёры поспешно скрываются в кулисах.
Проблема в том, что с верхней части пандуса за кулисы не скроешься — слишком высоко. Приходится спускаться почти на авансцену, и убегать всем вместе в одну кулису. А ещё и маска из папье-маше мешает, через узкие прорези для глаз ничего не видно.
Возникает небольшая суета, давка. Крестовины с бенгальскими огнями поднимаются вверх, чтобы не задеть друг друга.
Кто-то из актёров зацепил вертушкой чёрную бархатную кулису, не заметил этого, скрылся.
Искры от бенгальских огней, конечно, холодные, а вот сами-то они горячие, и даже очень. И осталась от бенгальского огня на кулисе маленькая, не очень яркая, жёлто-красная звёздочка. Палка была длинная, звёздочка осталась высоко. Из-за кулис, если голову вверх не поднимешь, не видно.
А спектакль продолжается.
На сцене диалог Отелло и Яго. Злодей плетёт свои интриги, возвышаясь над доверчивым героем.
Яго на самой вершине пандуса, в глубине сцены. Отелло на авансцене, спиной к Яго, лицом к зрителям.
Маленькая, едва заметная, звёздочка на кулисе медленно увеличивается.
По законам сцены маленькое яркое, а главное, изменяющееся пятно, привлекает больше внимания, чем беготня, разговоры, крики, ужимки, прыжки, и все прочие актёрские способы обратить на себя внимание.
В зале воцарилась воистину гробовая тишина. Ни покашливаний, ни шуршания программками, ни скрипа кресел. Только диалог Отелло и Яго. Как будто они одни в пустом зале.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0