(Сочинения в 2-х частях)
Машинка! Тебя начинают стричь тупой механической машинкой!
Ты вскакиваешь.
— Да вы что?!
Два сильных точных удара, один в живот, другой в челюсть сваливают тебя на пол.
Ты не успеваешь даже вскрикнуть, тебя поднимают, усаживают, стригут. Дыхание понемногу восстанавливается, во рту солоноватый, терпкий привкус крови.
Злость и отчаяние.
Со скрипом открывается дверь, заглядывает начкар.
— Помощь нужна?
— Нет, управимся, — весело отвечают ему.
А тебе до ДМБ (увольнение в запас, возвращение домой) осталось меньше двух месяцев. Ты собирался уж и вовсе не стричься, отрастить шевелюру к приезду домой.
Стригут.
Больно выщипывают волосы. Один крепко держит двумя руками твою голову, поворачивая её то в одну сторону, то в другую. Другой стрижёт.
Самое обидное, что они такие же, как ты, тоже ведь срочную служат. Даже не такие, а… Им ещё служить и служить. Караси зелёные! Сапоги козлиные! А ничего не поделаешь…
Холодно.
— Встать!
Выполняешь.
Тебе протягивают машинку, с улыбкой спрашивают:
— Там сам пострижёшь или тебя обслужить?
— Что? И там стричь?
— А как же? Положено!..
— Да я в жизни никогда там не стриг!..
— А теперь прикажут, так по одному волоску сам повыщипываешь. Ну, так что?..
— Сам…
Ты неумело выстригаешь собственный лобок. Машинка больно щиплет. Они наблюдают.
Холодно.
— Ну вот, теперь красавец!.. Одевайся.
Тебе швыряют одежду, но трико, носки, рукавицы оставляют на столе.
— А трико?
— Не положено.
— Хоть носки отдайте!..
— Не положено.
— Что ж я, босиком в сапогах буду?..
— Найдёшь что-нибудь.
— Да где ж я найду?..
Сержант щурит свои узкие глаза, улыбается, пожимает плечами.
Другой сержант выходит, но тут же возвращается. Несёт голяк (веник), протягивает тебе.
— Прибери за собой.
Ты быстро одеваешься, засовываешь босые, замёрзшие ноги в холодные сапоги и сметаешь собственные волосы.
Входят начкар и мичман.
Начкар равнодушно осматривает лежащие на столе вещи, тоже берёт твою сигарету, твою спичку, закуривает.
— Забирайте, — кивает он мичману на стол.
Мичман сгребает всё в свой необъятный портфель, смотрит на тебя стриженого, улыбается, сочувственно покачивает головой.
Ты уже не его матрос, ты уже — арестованный.
— Ну, счастливо тебе, — говорит он и уходит.
— Товарищ мичман! — нетвёрдым, осипшим голосом кричишь ты вдогонку. — У вас это… тряпки какой-нибудь не найдётся?
— Зачем?
— На портянки.
Мичман смотрит на начкара.
Тот молча кивает в знак согласия.
Мичман лезет в портфель, достаёт кусок грубой мешковины, в которую были завёрнуты банки с краской, протягивает тебе.
Но один из сержантов перехватывает тряпку, разворачивает, осматривает с обеих сторон и только после этого отдаёт тебе.
— Спасибо. До свиданья… Приезжайте поскорей!..
— Да не спешите. Лучше позвоните сначала, — советует начкар. — У нас через десять суток редко кто уходит.
Ты собираешься сесть здесь же, на ту же баночку, разорвать пополам мешковину и переобуться, но тебя поторапливают.
— Прибирайся быстрее. В камере переобуешься.
Ты быстро сметаешь свои волосы, собираешь их руками и тебя ведут в гальюн (туалет), где ты их выбрасываешь. Потом тебя ведут в камеру.
После ярко освещённого коридора в камере кажется совсем темно. Лишь несколько лиц мелькнули, когда открылась дверь. Но дверь тут же захлопнулась, и — мрак.
Только когда глаза привыкли к темноте, ты замечаешь, что над дверью, оказывается, горит лампочка, но очень тусклая, да ещё в закрашенном синей краской плафоне. Рядом с ней ещё одна лампочка, тоже в плафоне, но некрашеном. Вторая лампочка не горит.
Светится ещё окно — узкая ниша под потолком, — но оттуда, из-за толщины стен, свет совсем не падает. Ниша такая же, как и там, где тебя стригли, без рамы, без стекла, с крупной решёткой из арматурных прутьев.
Глаза постепенно привыкают к темноте.
Камера довольно большая, просторная. Метров десять-двенадцать в ширину и примерно столько же в длину. Посередине, от пола до потолка, равномерно распределенные в пространстве, стоят четыре толстых деревянных столба.
— Здорово, мужики!..
Несколько голосов нехотя отвечают:
— Привет…
— Здорово…
Проходишь, размышляешь, где бы присесть.
Вдоль стен лавки, очень узкие, железные. Такие же лавки у столбов, через всю длину камеры.
Садишься, с трудом разрываешь пополам мешковину, начинаешь переобуваться.
В камере, кроме тебя, пять человек, два матроса и три солдата. Все сидят молча, не разговаривают.
К тебе подсаживается матросик, маленький, худой. Хриплым, низким голосом спрашивает:
— Курить есть?
— Нет. Всё забрали.
Он возвращается в свой угол.
Кое-как наворачиваешь портянки, натягиваешь сапоги. Портянки жмут, не согревают. Но всё же лучше, чем босиком.
Холодно.
Осматриваешь стены. Нет ни отопления, ни печки.
Утром ты видел на градуснике — минус двадцать три. Значит, учитывая не застекленное окно, примерно такая же температура и в камере.
Неплохо для начала.
Не снимая шапки, опускаешь уши, завязываешь их снизу. Руки вместе с полами шинели закладываешь между ног, там теплее.
Сидишь.
Проходит минут пять, десять… пятнадцать… полчаса, может быть, час…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0