(Сочинения в 2-х частях)
Только настали трудные времена, и вот тебе — пожалуйста. Не то, что бы просто повезло, а…
А может и повезло. Но, скорее всего, так должно было случиться. Обязательно. А как же иначе?
А дело вот в чём.
Деньги вообще имеют свойство быстро заканчиваться, а когда две девчонки в доме…
Ну, поработал колхозным сторожем до конца сезона. Ну, воровал в полях, кое-что на рынок отвозил. Немного денежек наскирдовал. Думал, на какое-то время хватит. Но времени всего ничего прошло, а денежки — п-ф-ф-ф-ф.
Малыш не унывает:
— Ничего, проживём. У меня заказы есть, что-нибудь заработаю. Ты своим делом занимайся.
Она ведь у меня ещё и портняжка. Кому платьице пошьёт, кому костюмчик. Немного, но кое-что зарабатывает.
А мне-то каково?
Здоровый мужик целыми днями дома сидит, книжку пишет. Когда ещё та книжка свет увидит? Да и заработаешь ли на ней что-нибудь — неизвестно. А девчонка кормить, поить будет? Маюсь.
Однажды спросил:
— Помнишь, я в самом начале нашего знакомства говорил, что возможно со мной и на пшённой кашке без масла придётся сидеть, и носки штопать, и всё такое прочее? Ты тогда думала, что это шутка?
— Нет, я знала, что ты не шутишь. Мне ведь ничего не надо. Я тебя полюбила, а всё остальное — мелочи.
Совсем я сентиментальным стал, чуть что, сразу комок в горле и глаза на мокром месте. А может, просто нервы шалят.
Вышел на кухню, чтоб она слабости моей не заметила.
Вот тут-то гости незнакомые и пожаловали. Разыскали меня, чуть ли не на колени падают: срочно спектакль нужно сделать, за десять дней. Любые деньги, любые условия, но надо спасать.
У них там с режиссёром какие-то проблемы, то ли действительно заболел, то ли решил козу в сарафане устроить, и взял больничный. Обычное дело.
Сразу соглашаться не стал, пообещал на следующий день зайти, посмотреть, что там и как. Но уже знал, что соглашусь.
И закрутилось.
Малыш меня каждый день на работу отвозит, после работы забирает. Смотрю, она как будто даже выше ростом стала. Всё норовит пораньше за мной приехать, чтоб на репетиции в зале посидеть. Ходит гордая. С ней там тоже все — у-тю-тю, когда появляется, по залу шёпот: «Жена приехала…». А она сядет и балдеет оттого, как я из зала на сцену бегаю и обратно, как кричу в микрофон, как все меня слушаются. Девчонка, что поделаешь.
Ещё бы мне не бегать, ещё бы не кричать! За десять дней не просто спектакль, а полотно батальное слепить надо. В финале — шестьдесят семь человек на сцене.
Малыш даже подружек привозить стала, показать. Хвастунья!..
Одна из подружек очень удивилась:
— Ничего себе работёнка! Это ж сколько ты километров за репетицию пробегаешь?
— Да разве дело в километрах!..
Другая подружка тоже удивлена:
— Что же они такие тупые? Ты говоришь одно, а они совсем другое делают.
— Это сидя в зале хорошо рассуждать. А самой на сцену выйти, и сделать что-нибудь не так-то просто. Не хочешь попробовать?
— Нет уж, спасибо.
Но и права подружка.
Эх, господа артисты!.. Ну, понятно, что самодеятельность, понятно, что у большинства опыта никакого, а у кого опыт есть, так руки поотбивать бы, ноги повырывать, язык отрезать тому, кто их так учил.
Просят:
— Так научите нас, пожалуйста.
— Когда же, миленькие мои, мне учить вас? Уже три дня прошло, а у нас с вами всего-то десять! Что успеете схватить, то и ваше.
— А вы с нами оставайтесь.
— Нет уж, увольте. Во-первых, у вас есть свой режиссёр, а я никого подсиживать не собираюсь. Во-вторых, я очень ленивый и жадный. Мне лень каждый день на работу ходить и жалко налоги с постоянной зарплаты государству отдавать.
Смеются:
— Ага, видим мы, какой вы ленивый. С нами ещё никто так не работал.
Иногда и по-другому шучу, особенно когда Малыш в зале.
С художником просматриваем костюмы. Художник — старая знакомая, ещё давным-давно в театре вместе работали.
У одной актрисули мне волосы мешают. Никак её причёска с характером роли не вяжется. Прошу принести ей какой-нибудь головной убор. Один примеряет — не то, другой — не подходит, третий — ещё хуже.
У меня маленький микрофон к галстуку прикреплён. Всё, что тихо художнику говорю, на весь зал слышно.
— Нет, это всё ерунда! — к одевальщице обращаюсь: — Несите ещё что-нибудь.
Приносит.
Я тихо, но так, чтобы в микрофон хорошо слышно было, говорю художнику:
— Вот это может быть, только придётся её налысо постричь, чтобы из-под шляпки ничего не торчало.
Актрисуля в слёзы. Она эту шевелюру не один год отращивала.
Художник удивлена. Я подмигиваю, киваю на сцену, иди, мол, выкручивайся.
Она идёт на сцену, волосы актрисуле под шляпку заправляет.
Кричу:
— Ладно, убедили! Пусть будет так.
Актрисуля в восторге, подпрыгивает, целует художника, смотрит на неё восторженным взглядом. Как же — волосы спасла!
Это хорошо, пусть восторгаются, пусть любят художника. Она у них постоянно работает, ей это не помешает.
Но не только шутить и авторитет старых знакомых поднимать приходится, но и учить, и даже «воевать».
Поразительно всё же, как при напряжённой работе видно, кто чего стоит. Если радист профессионал, так и разговариваем с ним на одном языке, и понимаем друг друга с полуслова. А если осветитель не только сцену не видит, но и кнопки свои путает, какой спектакль может получиться?
Две репетиции потратил на установку света, всю массовку до полуночи держал, пока он записывал, каким прожектором куда светить, а в результате: где должно быть светло, там темень жуткая, где один портал нужно высветить, там вся сцена, как на ладони. Даже Малыш по дороге домой возмущается:
— Ты же всё ему объяснил, даже я поняла. Он что, совсем недоразвитый?
— Нет, Малыш, он нормальный и даже симпатичный человек, но понять мало, нужно ещё и уметь. Есть люди, которые знают свою профессию, а есть, которые не знают, и ничего не умеют. Вот ты поняла, как должно быть, а посади тебя за пульт, много ты насветишь?
— Да я этот пульт и не видела никогда. Но ведь можно же научиться.
— Научиться всему можно, только для этого время надо иметь и любовь к своему делу. А вообще в искусстве легче всего всё делать, глядя со стороны. Никому не придёт в голову советовать хирургу, как надо резать или машинисту, как вести паровоз, или токарю, как деталь выточить. Для этого надо хотя бы что-то знать и понимать. А в искусстве все разбираются, все понимают, все знают, как надо. Вот мы недавно у твоих родителей по телевизору Тарковского смотрели. Что папик сказал? «Придумают же ерунду всякую!..» И ушёл. А мексиканские сериалы смотрит, от экрана не оторвёшь. Покажи ему «Скрипку» Пикассо, он скажет: «Ерунда, так и я сумею», а мазня новогодняя — это ему хорошо, это ему нравится. Но главное, что он никогда ни одного, ни тем более другого, ни сделать, ни даже понять, не сумеет.
— Господи, да ему и новогодняя мазня до лампочки.
— Влево руль, влево! Влево!..
Уже несколько дней на улицах лежал серый, пористый, как старый сухарь, снег. Сегодня с утра накрапывал мелкий противный дождь, а к вечеру сильно подморозило. Дорога сверкала, как новое витринное стекло.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0