NOTA BENE

(Проза о поэтах)

Оставить комментарий

СЧАСТЛИВЫЙ ТРУДНЫЙ ПУТЬ ЛЮБВИ

(Елена Прибыльская. Синий луг)

Если верно, что тайны поэзии неисповедимы, то не менее верно признать некую загадочность в самой судьбе поэта. Для меня остаётся загадкой, почему первый сборник стихов Елены Прибыльской «Сердце на ладони» увидел свет в 2002 году, а не двумя-тремя десятилетиями раньше. Стихи, с которыми незадолго до этого поэтесса появилась в ростовском литобъединении «Созвучие», свидетельствовали о давно преодолённом этапе ученичества, в них привлекало многое: и свежесть звуковой палитры, и безбоязненная искренность, и выстраданный опыт переживаний…

Лишь под одним стихотворением той, первой книжки стоит дата: май1998 г., тоже, согласитесь, не такая уж давняя. Значит, поэтический дебют Елены Прибыльской состоялся почти экспромтом! Но меня поражает в этой литературной судьбе другое — как тщательно накапливались во внутреннем мире скромного преподавателя музыки предпосылки для «рывка» в поэзию, с какой требовательностью к себе работал автор перед выходом к читателю… И как это себя оправдало: ведь уже в 2003 году появился новый сборник Елены Прибыльской «Слова и звуки», затем последовали ещё три книги — и вот перед вами шестая, это всего за девять лет.

В предыдущей книге «У шлагбаума» меня глубоко тронула концовка стихотворения «Я стихи Пастернака читала подряд…»:

Припадаю к бессмертья живому ключу,

Не оставив поблёкшим сомнениям места.

Оглянусь на себя — и смущённо молчу:

Признаваться мне стыдно, что я — поэтесса.

Мне хорошо знакомо это чувство, граничащее с болевым снижением самооценки, но не тождественное ему. Да, стыдно, не дотянусь до идеала, однако не опускать же руки. Евтушенко, хотя и по другому поводу, писал: «Великое зовёт. Давайте думать. Давайте будем равными ему». Может быть, ощущение дистанции от большой поэзии как раз и сдерживало Елену Прибыльскую, замедляло её выход на поэтическую стезю, но подспудно шло формирование образа лирической героини, обаяние которой предопределило успех первого сборника.

А уже начиная со второго поэтесса приближается к высокому искусству благодаря музыкальной доминанте, избранной как приём построения лирических циклов. Шопен и Рахманинов, Скрябин и Григ, Мендельсон и Дебюсси одухотворили страницы книг Прибыльской, которая, по меткому выражению поэта Александра Соболева, «превращает свои стихи в маленькие сюиты».

Книга «Синий луг» представляется мне новым значительным шагом поэтессы к лирическому совершенству. Своей сосредоточенностью на лейтмотиве любви она воплощает сказанное в недавнем 2008 году:

У времени железные засовы —

Ни звука, ни привета, ни следа;

Но вдруг из недр молчанья рвётся слово,

Как будто вновь заговорить готова

Моя любовь — богатство и беда.

Заговорила. Каждой страницей книги — заговорила любовь, словно навёрстывая не высказанное в «недрах молчанья». В новой книге любовь — «это непреходящее чудо, // то парение в дальних просторах // и восторг, и страдание вместе».

Сила нерастраченного чувства придаёт страницам «Синего луга» терпкий аромат осенней нежности, целомудренно таящей мечту о новой весне. Прошлое, настоящее, будущее в этой любви неразделимы, как триединство небесной тверди, воды и земли. Это сам мир, в котором есть лишь двое и связующая их высота чувства.

Что в наших именах, любимый, как венок

сплетённых навсегда по изволенью свыше?

Когда-нибудь мы рядом их напишем:

счастливый трудный путь лежит у наших ног.

Путь, пройденный этой любовью, не завершён, но и та его часть, что пролегла по лирическому пространству «Синего луга», являет читателю и «очищающее пламя» пережитого чувства, и «непрожитой любви дамоклов меч», и ревность «к женщинам, // что твоими прежде были», и «огромную прекрасную беду», и «жарких чувств хмельное лето». Во всех этих и многих других ипостасях любовь у Елены Прибыльской предстаёт как возвышение над обыденным бесчувствием, как мечта, взыскующая нескончаемого полёта.

Строки Юрия Ремесника «мне любить тебя целую вечность, // как один сумасшедший миг», вынесенные поэтессой эпиграф книги, как нельзя лучше и полнее выражают эмоциональную составляющую «Синего луга». Именно в этом дивном, парадоксальном слиянии «целой вечности» и «сумасшедшего мига» рождается чудо всепоглощающей, вневременной любви, которой отдаёт щедрую дань лирическая героиня Прибыльской.

Слитность мотивов любви-страдания и любви-торжества укоренена в русской женской лирике двух предшествующих веков. В пушкинскую эпоху она была запечатлена в стихах Каролины Павловой, Евдокии Ростопчиной, в Серебряный век — в творениях Мирры Лохвицкой, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, в более поздний период — в лирике Марии Петровых и многих её современниц.

Мне как читателю, неравнодушному к лирике поэтов-женщин, радостно, что в русло этой традиции вливается светлый ручеёк творчества Елены Прибыльской. Радостно ещё и оттого, что она сама признаётся:

Ох, не скоро, наверно, не скоро

я на землю спущусь с поднебесья.

И не надо спускаться, Елена Валентиновна! Поднебесье не только высоко, оно же и просторно. Хватит места и поэтам, и синим лугам, и многому, что ещё не обращено в слова, но уже напоено музыкой.




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.