(Проза о поэтах)
По утверждению Блока, всё существенное происходит в промежутках. Самым значительным в нашей общественной жизни
Как раз посреди того четырехлетнего промежутка парадоксально легко случилась легализация творчества Леонида Григорьяна. Новомировская публикация нескольких его стихотворений в 1966 году открыла в скромном ростовском латинисте и библиофиле яркого, ни на кого не похожего поэта. Не многие знали, что ещё в школьные годы Лёня рисовал на промокашке вождя всех времён и народов не иначе как в обрамлении виселицы.
Работая тогда на телевидении, я знал, что к «Новому миру» и его главному редактору моё начальство относилось весьма сдержанно, тем не менее, когда я предложил включить подборку Григорьяна в цикловую программу «Донская поэзия», возражений не последовало. Более того, было разрешено к напечатанным стихам добавить несколько неопубликованных, чтобы иметь основания для начисления автору хотя бы символического гонорара. Стихи читал в студии актёр театра имени Горького Анатолий Свиридов, на экране он выглядел респектабельным красавцем. Успех передачи подтвердила летучка, на которой обозреватель процитировал, по его мнению, определённо патриотические строки:
Убежишь ты не дальше Батайска
И к обеду вернёшься домой.
В плане Ростиздата на 1968 год появились два новых имени: Эдуард Барсуков и Леонид Григорьян. Обе дебютные книжки в издательстве решили снабдить предисловиями. За «Багряные леса» Барсукова принялся Даниил Долинский, статейку к «Перу» Григорьяна препоручили мне. Вначале я слабо сопротивлялся, мотивируя тем, что автор и старше, и, бесспорно, одарённее меня, но редактор Нелли Бабахова убедила меня тем, что Григорьяна нужно не просто поддержать, но и по возможности обезопасить.
Не буду лукавить, я знал, что за этим стоит курс на завинчивание гаек, взятый апрельским пленумом при первых отзвуках «пражской весны». А в тех обстоятельствах литературе, особенно поэзии предписывалось усилить гражданское звучание, повысить воспитательное значение
Впрочем, позволю себе воспроизвести этот забытый читателями текст.
Первую книгу поэта принято встречать как исповедь. И это понятно: когда в круг наших знакомых приходит новый человек, так и ждём, что он заговорит о себе. Но вот прошла минута, другая, десять, полчаса, и первая беседа близится к концу, а он не спешит, этот человек, — ни похвалиться жизненным успехом, ни пожаловаться на невезение. Нет, пока длится эта встреча, ему, право, не до себя. Слишком много вокруг нас, да и в самих нас, его собеседниках, такого неназванного, непрояснённого и в то же время удивительного, манящего будничной красотой, — именно это и захватывало поэта на пути к его первой книге! Оказывается, в самом деле:
Как это важно — видеть звездопад,
Вдыхать дымок осеннего распада,
Смеяться под дождями до упада
И плакать над листвою невпопад,
Просить у красных клёнов огонька,
Распутать тропок медленные петли,
Молить закат густеющий: помедли!
И заклинать сквозные облака.
Забыть об ожидающих в дому,
Заслушаться беззвучным отпеваньем,
Ища всему простейшие названья,
Не находить названья ничему…
О Леониде Григорьяне трудно сказать, как мы обычно говорим об авторе первой книжки стихов: приходит в поэзию. Для него поэзия — не какая-то новая среда обитания, а просто земля, на которой он родился и рос, видя всё окружающее таким, каково оно есть, и слыша мир в его естественном, ничем не искажённом звучании. Как удалось ему пронести в себе это первородство сквозь трудное время, выпавшее на долю его поколения, — может быть, дело счастливого случая. Но стихи, соединившие в себе детскую прозрачность и выстраданную глубину, — это уже закономерность. Они не могли не родиться, как бы долго ни пришлось ждать их рождения.
А ждать пришлось долго. Самые «старые» стихи, включённые в эту книгу, написаны всего два с половиной года назад. Их автор уже тогда был сложившимся человеком, преподавателем вуза, и это, видимо, находилось в каком-то противоречии с желанием браться за «Перо». Но поэзия взяла верх, и книга родилась. О чём она?
О самом тайном, самом главном —
Забывшим о неправде ртом.
Сначала о другом, о главном,
А о себе самом — потом.
Так, чтобы горькое столетье,
Насквозь пробитое огнём,
Свести хотя бы в междометье,
Но чтобы всё сказалось в нём.
Это — не отвлечённая декларация, а сама суть книги, кодекс чести поэта, творческая программа, которой автор следует во всём. О чём бы ни говорили стихи — о городе или женщине, о предках или современниках, о сыновьем горе, о донской природе или о самой поэзии, — обо всём говорится только «забывшим о неправде ртом», причём с такой идейно-эмоциональной насыщенностью, что за точно найденным словом чувствуется дыхание века, его пульс, его напряжённый мыслительный процесс. И — самое главное — чувствуется подспудно, не нарочито, не навязчиво. Говорят, этому нельзя научиться. По-моему, можно. И по-моему, Л. Григорьян учится этому давно у великих поэтов, в которых, полемизируя с известным библейским каноном, он видит «пророков для своего Отечества»:
Они оставались двужильными,
Вкруг ног обвивались жимолостью.
И пуще всего дорожили
Сладчайшей неотторжимостью.
Они забывали о вечности,
Когда на кострах полыхали,
И горький запах Отечества
Вдыхали, вдыхали, вдыхали…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0