ТУДА И ОБРАТНО

(Радиопьеса)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Оставить комментарий

ВЕРА. Значит, вы сознательно обошли этот факт в анкете?

ПЁТР. Сознательно.

ВЕРА. А может быть, просто забыли?

ПЁТР. Да что вы привязались ко мне?! Бросьте ломать комедию. Обратитесь к Шестому. Он про меня больше, чем я сам, знает. И вы знаете, что он знает!

ВЕРА. Дело не в этом. Придётся уточнить (набирает номер телефона). Алло, Шестого, пожалуйста. (Пауза). Это Вера. Прошу разрешения посмотреть видеограмму новенького… Да, лимитного. Он утверждает, что не захотел сообщить правду. А мне кажется, просто забыл… Понятно. В четырнадцатом зале? Спасибо (кладёт трубку). Пойдёмте.

ПЁТР. Какая ещё видеограмма?

ВЕРА. Сейчас увидите.

(Вступает полузабытое танго. Монолог Петра — на его фоне)

ПЁТР. И я увидел. Себя, молодого, глупого, на набережной в поздний вечер. А рядом стояла она. Та самая, что разбила моё сердце в восемнадцать лет… Недавно я встретил её на улице и подивился своим прошлым чувствам: обыкновенная толстуха критического возраста. Но тогда… Нет, тогда она была хороша! И как держалась! Самодовольно и снисходительно. Уговаривала меня не переживать — найдёшь, мол, себе другую девушку, лучше меня… Успокаивала, лицемерно упиваясь моими муками. Меньше всего она верила в то, что другая может оказаться лучше неё… Потом я увидел себя одиноко бредущим вдоль парапета. Вот замедлил шаг, остановился, перегнулся и заглянул в тёмную, бегущую внизу воду. Критический момент. К счастью, он длился недолго. Отвернувшись от реки, я сплюнул и зашагал в сторону, подальше от мрачной воды.

(Танго обрывается)

ВЕРА. Ну и как встреча с прошлым? Понравилось?

ПЁТР. Спасибо. Не очень-то большое удовольствие видеть себя дураком.

ВЕРА. Признайтесь, однако, что вы забыли…

ПЁТР. Сколько было всего за это время!

ВЕРА. Да, время прошло.

ПЁТР. Постарел? Не похож?

ВЕРА. Возмужали… О молодости сожалеете? Хотите ещё взглянуть? (Щелчок тумблера).

ПЁТР. Нет-нет! Достаточно. Выключайте.

(Скрипка. Пронзительная лирическая тема Монолог Петра на её фоне)

ПЁТР. Выполняя мою просьбу, она наклонилась и в темноте, наверняка случайно, коснулась на секунду грудью моего плеча. Разумеется, для человека, который ежедневно проводит часы пик в общественном транспорте, в таком прикосновении не может быть ничего волнующего. Я, однако, вздрогнул. Будто током прошибло. Нет, это, конечно, была не сексуальная искра. Стыдно сказать, я испугался… прикосновения покойницы… Всё это чрезвычайно глупо, бесспорно. Ведь я целую ночь провёл с теми погибшими ребятами, считай, по-нашему — почти в морге. И убедился, что они мало чем отличаются от тех, кого принято называть живыми. А здесь нервы сдали… С трудом овладев собой, заставил себя взглянуть на Веру, благодаря бога за то, что в зале полутемно и испуг мой не бросился ей в глаза. Однако её лицо, освещённое маленькой лампочкой на пульте, было видно довольно отчётливо, и мне показалось, что девушка покраснела и, как я, взволнована…

(Скрипичная мелодия микшируется)

ПЁТР (в режиме диалога). У меня нет больше охоты путешествовать в прошлое. Можете включить свет.

ВЕРА (прерывистым полушёпотом). Подождите… Включите сами. Выключатель там, на стене у двери.(Звук отодвигаемого стула, щелчок выключателя, далее голос Веры спокоен). Что скажете о видеограмме?

ПЁТР. Ничего хорошего. По-моему, это неэтично — снимать человека скрытой камерой, да ещё в такие моменты…

ВЕРА. Так нужно. Мы ведь не факты вашей жизни выясняем. Они здесь известны.

ПЁТР. Что же тогда неизвестно?

ВЕРА. Неизвестно ваше отношение к ним. Сам факт ещё не много значит. Вопрос о том, к чему он вас побуждает, — радоваться или страдать… и насколько.

ПЁТР (присвистнув). Об этом в анкетах действительно не спрашивают.

ВЕРА. Отношение проявляется само собой, прежде всего через память. Упрощённо: если вы помните — значит, пережили, а если забыли — событие вас мало коснулось. Так вот, совмещая памятный ряд и видеограмму, мы узнаём ваше реальное отношение к происходившему в жизни.

ПЁТР. Да зачем?

ВЕРА. Шестой вам не объяснил?

ПЁТР. Запугивал только. Дескать, лучше не будет.

ВЕРА. Правильно. Лучше не будет. Скоро вы в этом убедитесь. Для этого вас сюда привезли.

ПЁТР. Ну так скажите!

ВЕРА. Я не стала бы вас мучить ожиданием. Но существует правило. Нельзя говорить до того, как отправят вновь прибывших. Чтобы вы не проболтались.

ПЁТР, Ого! Это так страшно? Даже для покойников?

ВЕРА. Не нужно шутить. Вам лучше, чем им. У вас есть выбор. Вы можете вернуться. Но довольно об этом. Больше я ничего не скажу — не могу…

ПЁТР. Послушайте, Вера, что значит вольнонаёмная?

ВЕРА (резко). Откуда вы знаете?

ПЁТР. Шестой сказал. Я расспрашивало вас.

ВЕРА. Зачем?

ПЁТР. Вы не похожи на других здесь. Ни на служащую, ни на вновь прибывшую.

ВЕРА (с лёгкой усмешкой). Мне кажется, все мы здесь очень похожи друг на друга. Ну чем, например, отличаются вновь прибывшие?

ПЁТР. Как вам пояснить?.. Вчера вот мы в общежитии бутылку выпили, а другую не взяли…

ВЕРА (иронизируя). Важное наблюдение. Живой от второй бутылки, конечно, не откажется. Но, боюсь, это не главный критерий. Я бы, например, тоже рюмку-другую коньяка выпила.

ПЁТР. Серьёзно?

ВЕРА. Вполне. Это одно из преимуществ нас, вольнонаёмных… Да что вы так деловито сразу за бумажник?

ПЁТР. На всякий случай прихватил.




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.