ПОСТУПОК

(Эссе и фрагменты)

ИУДА ИЗ КАРИОТА

Оставить комментарий

Как видим, он высказал мнение не только своё. Ученики помнили слова учителя о нищих, которые в царствии небесном предпочтительнее, чем богатые. Но подавленный грядущим, — земной жизни оставалось ему меньше недели, Иисус возражает печально:

— Оставьте её, она сберегла это на день погребения Моего.

И раздражённый узколобостью Иуды, добавил:

— Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Для Иуды слова эти — отказ от собственного учения, признание в лицемерии, тщеславие, недостойное подлинного мессии. Но если он не мессия, то кто же? Шарлатан, что бойкими фокусами, вроде переходапешком по воде, дурачит поверивших в него? Что же несёт иисус людям на самом деле? Чего больше — добра или зла? Ведь обманывать и без того обманутый народ преступление не только нравственное, но прямо беззаконное, призыв к неповиновению властям опасен, он может вызвать бунт, кровопролитие, а в итоге ещё большее обнищание и без того нищих.

Возможно, именно в эту минуту в разгорячённом мозгу Иуды возникает решимость пресечь зло, исходящее от Иисуса, перейти на сторону его врагов.

Возглавляли врагов Иисуса первосвященники Иерусалимского храма. Формально первым из них был Иосиф Каиафа, но вершил дела уже много лет его тесть Ханаан, или Анна. Эти люди уже решили участь Иисуса. «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Если оставим его так, то все уверуют в него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом». Конечно, лукавили. Римляне давно пришли, а главный из них в Иудее — прокуратор Понтий Пилат, как показали события ближайших дней, влияния неизвестного ему Иисуса совсем не опасался. Зато первосвященники опасались потерять доверие римлян, наделивших их властью и привилегиями.

И тогда каиафа сказал: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей».

Так было решено принести Иисуса в жертву собственным интересам, переложив вину за расправу на собственный народ и римскую власть «И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа».

В такой момент и пришёл к первосвященникам Иуда. Можно представить их радость!

«И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы передать Его им. Они же, услышавши, обрадовались и обещали дать ему сребренники». Это от Марка.

Лука подтверждает: «и он пошёл и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег».

У Иоанна о деньгах ничего не говорится.

Из трёх Евангелий очевидно, что Иуда не вымогал денег за предательство. Только у Матфея он говорит: «Что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников.»

Сумма скорее всего была определена заранее, как награда во исполнение призыва — «если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.» Поэтому Иуда не говорит о сумме. В ушах его ещё звучат последние слова Иисуса, обращённые к нему «во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать его — «что делаешь, делай скорее!»

«Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему». Некоторые даже решили, что Иисус посылает казначея купить, что нужно, к празднику Пасхи. Но Иуда понял и тотчас вышел. «А была ночь, когда он вышел».

Иуда вышел в ночь, чтобы привести в Гефсиманский сад «множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же его дал знак, сказав, кого я поцелую, тот и есть, возьмите его».

Так у Матфея. То же самое у Марка. Только добавлено: «Возьмите и ведите осторожно».

У Луки: «кого поцелую, тот и есть».

Трое подтверждают пресловутый поцелуй, чуть ли не самую мерзкую подробность предательства. Но у Иоанна снова иначе.

«Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит с фонарями и светильниками и оружием.

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им:

— Кого ищете?

Ему отвечали:

— Иисуса Назорея.

Иисус говорит им:

— Это я.

Стоял же с ними и Иуда, предатель Его".

Никакого поцелуя, всего лишь стоял. Да и зачем поцелуй, если Иисус сам назвал себя? Да ещё повторил: — «я сказал вам, что это я». А слуги первосвященников, — «каждый день бывал я с вами в храме» — разве не знали его в лицо? Зачем же поцелуй, если он всё-таки был? Или так в страшный час прощается он с тем, кого любил ещё недавно? Или последнее испытание учителю? Если тот подлинный сын Божий, псть докажет свою правду на глазах у всех, испепелит предателя и вознесётся к отцу небесному!

Но Иуда цел и невредим, а Иисус схвачен ненавистниками.

«Ведите осторожно…» Куда там! «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять меня. Каждый день бывал я с вами ы не поднимали на меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы».

Подлинно так. «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его». И Иуда видел не самоуверенного гордеца, выдававшего себя за сына Божия, а обыкновенного слабого человека, на которого обрушилась тьма людской злобы, несчастного земного собрата, которого погубил.

Конечно, Иуда мог считать, что Иисус получает по заслугам, а сам он помог предотвратить распри и кровопролития. На полученные деньги можно было приобрести землю и, не тяготясь нуждой, устроиться в жизни. Однако древние считали, что жизнь создна плохими богами, и участвовать в ней Иуда больше не хотел, потому что убедился, — сохранить собственную чистоту, как призывал Иисус, в грязной жизни невозможно. Поступок, который он совершил, представился ему внезапно постыдным и отвратительным. Увидеть казнь Христа не было сил, в вознесение его не было веры.

И тогда Иуда пошёл, отдал ненужные сребреники, сам осудил себя, вынес приговор и привёл его в исполнение.




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.