ГОЛОСА, КОТОРЫЕ НЕ ОТЗВУЧАЛИ

(Воспоминания, размышления, эссе)

ЗВУЧАНИЕ ВЁСЕН

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

Оставить комментарий

Для участия в «Донской весне» прибыли известный музыковед Иван Иванович Мартынов, композиторы Юрий Сергеевич Милютин, Дмитрий Яковлевич Покрасс, Александр Георгиевич Флярковский, солисты Московской филармонии Лев Полосин, Михаил Кузнецов, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов Михаил Рыба, концертмейстер Владимир Шрайбман и другие.

— Добро пожаловать на Донскую землю! — приветствовал гостей начальник областного Управления культуры Ефим Павлович Белодед. Он волновался, отлично отдавая себе отчёт в том, каких гостей приходится принимать. Он гордился честью, выпавшей ему и всему руководству области — открывать фестиваль музыкального искусства, — и делал всё, чтобы не ударить в грязь лицом.

Устроившись в отведённом ему номере гостиницы «Московская», Дмитрий Дмитриевич с супругой вновь сели в машину и направились к Северному жилому массиву, где при въезде в новый строящийся микрорайон, в глубине аллеи парка у небольшого здания гостиницы их ждал Михаил Александрович Шолохов.

Дело в том, что после триумфального возвращения на сцены театров страны и зарубежья новой редакции оперы «Катерина Измайлова» (той самой, руганной-переруганной, «Леди Макбет Мценского уезда») Шостакович задумал новую оперу. Находясь на фестивале в городе Горьком в феврале 1964 года, он поведал слушателям, что собирается писать оперу «Тихий Дон» по роману М.А. Шолохова.

— Такая опера есть у композитора Ивана Ивановича Дзержинского, — говорил Шостакович. — Я считаю её удачной. Но Дзержинский обратился к первой книге романа. Моя опера будет посвящена событиям второго и третьего томов «Тихого Дона».

На пресс-конференции во время волжского фестиваля у него спрашивали: не станет ли новая работа повторением одного и того же сюжета?

— Не думайте, что это будет контропера труду Дзержинского, — отвечал композитор. — У него рассказ о начале революции, меня же привлекают более поздние события романа. Хочу, чтобы музыка уложилась в рамки обычного оперного спектакля.

С Шолоховым Дмитрий Дмитриевич встретился немного волнуясь, но вскоре установилась атмосфера доброжелательности и доверительности. Они прохаживались по аллеям цветущего парка и говорили о будущем сценическом произведении, о взаимодействии музыки и слова. Композитор понимал, что подлинная правда жизни, невыдуманный трагизм «Тихого Дона», яркое изображение народных характеров требуют эквивалента литературной основы при переводе сюжета на музыкальный язык. Об этом он говорил автору «Тихого Дона».

— Я не очень большой знаток специфики оперного искусства и не всегда принимаю, когда герои романа начинают петь на сцене. Но для меня большая честь, что именно вы берётесь писать музыку по моему произведению, — сказал писатель. — Уверен, что результат будет успешным.

Разговор зашёл о казачьей песне. Михаил Александрович пригласил композитора и его супругу посетить станицу Вёшенскую.

— Приезжайте, подышите воздухом донских степей, послушаете казачьи песни именно там, где они создавались. Узнаете, как их поют у нас, на Верхнем Дону.

Об этой встрече Дмитрий Дмитриевич вспоминал не раз. Находясь в июне 1964 года с А.А. Холодилиным и его супругой, певицей Т.П. Петровой в Армении, Шостакович то и дело заводил разговоры о «Тихом Доне», распределял голоса: Григорий — баритон, Аксинья — сопрано. Он часто возвращался к опыту своего любимого композитора, Модеста Петровича Мусоргского, считавшего, что главное в опере — правда народных характеров.

Договор на оперу был заключён с Большим театром СССР, который планировал постановку на 1966/1967 г. г. в Москве. Шостакович получил либретто, написанное известным литературоведом, исследователем творчества Шолохова Ю.В. Лукиным и молодым музыковедом А.В. Медведевым.

Сочинение своё композитор начал со сцены расстрела оркестра, игравшего «Интернационал»: «И в наступившей тишине, в полуденном зное, словно зовя на бой, вдруг согласно и величаво загремели трубные негодующие звуки «Интернационала».

Есаул стоял, как бык перед препятствием, наклонив голову, расставив ноги. Стоял и слушал. Мускулистая шея его и синеватые белки прищуренных глаз наливались кровью.

— От-ста-вить! — не выдержав, яростно заорал он.

Оркестр разом умолк, лишь валторна запоздала, и надолго повис в раскалённом воздухе её страстный незаконченный призыв.

Музыканты облизывали пересохшие губы, вытирали их руками, грязными ладонями".

В конце мая 1965 года, продолжая сочинение оперы, Шостакович разъяснял, что стремится сохранить в ней величественный народный дух романа, показывая судьбы героев на широком историческом фоне.

Сведения об опере продолжали появляться в печати, вызывая всеобщий интерес. Композитор написал несколько актов. Стоит только пожалеть о том, что болезнь и житейские обстоятельства не позволили ему завершить вдохновенную работу.

8 мая 1964 года, после пресс-конференции в редакции областной газеты «Молот», Д.Д. Шостакович и В.Г. Фере вместе с журналистами и композиторами Ростова отправились в филармонию на открытие Донской музыкальной весны.

«Ваша музыка солнцем согрета, Дмитрий Дмитриевич дорогой!» — приветствовали Шостаковича пионеры, преподнося ему и всем участникам выездного секретариата цветы. Дмитрий Дмитриевич поднимался с места, неловко кланялся. Он любил детей, старался воплотить их мир в своих произведениях. Обращение к теме детства в крупных музыкальных полотнах всегда означало у него жажду гармонии, счастья, душевной ясности.

Большой симфонический оркестр открыл концерт «Праздничной увертюрой» Шостаковича. Торжественные и величественные звуки народного ликования заполнили зал. Замечательное произведение, удостоенное в 1954 году Международной премии мира, стало эмблемой музыкального праздника. В этот же вечер участники «Весны» услышали сюиту из музыки к спектаклю «Золушка» Тихона Сотникова, симфоническую повесть «Сыны донских степей» Валентина Агуненко, увертюру к опере «Отелло» Алексея Артамонова, «Саянскую рапсодию» для скрипки и оркестра и вокально-симфоническую поэму «Бессмертник» Леонида Израйлевича.

О том, как оценили гости выступление оркестра, можно было прочесть в статье С. Баласаняна и Б. Ямпилова, опубликованной в «Вечернем Ростове» 18 мая 1964 года:

«Мы с огромным наслаждением слушали великолепный оркестр областной филармонии (главный дирижёр Л.С. Кац), который может украсить любую столичную сцену».

Высоко оценили гости из Москвы, Горького и с Северного Кавказа выступления ансамбля донских казаков, ростовской любительской капеллы.

Фестиваль набирал обороты, концерты перемежались творческими встречами известных музыкантов с трудящимися области. Пока Д. Покрасс, А. Флярковский, А. Нестеров, В. Фере общались с комбайностроителями Таганрога, Д. Шостакович, С. Баласанян, композиторы Северного Кавказа Д. Дагиров, Д. Хоханов, Х. Карданов, ростовские композиторы Л. Израйлевич, П. Гутин побывали на фабрике клавишных инструментов. Там, в пианиносборочном цехе, сопровождаемые начальником А.И. Саенко, они прошли вдоль конвейера, ознакомились с качеством инструментов. В то время марка «Ростов-Дон» ценилась в стране. Пианино, собранные в цехах фабрики, охотно приобретали музыкальные школы, клубы, концертные коллективы. Сегодня, в эпоху синтезаторов и электронных клавишных инструментов, спрос снижается на многое, что раньше считалось неотъемлемой частью культурного обихода многих семей. Освобождая место для видео- и аудиоаппаратуры, компьютерной техники, стали продавать инструменты за бесценок, а то и попросту избавляться от них.

Но это сегодня. А вчера музыканты были благодарны замечательным мастерам за их труд и охотно согласились выступить перед рабочими — собратьями по искусству. Солист Московской филармонии Михаил Рыба со своими коллегами из Ростовской филармонии — пианисткой Анной Соколовой и скрипачом Юрием Горбенко исполнили произведения присутствующих на встрече авторов.

А затем — новые встречи на химзаводе имени Октябрьской революции, с балетной студией во Дворце культуры завода «Ростсельмаш». Счастливая Ирина Алексеевна Тиме, изрядно переволновавшаяся, услышала положительный отзыв о своей работе от самого Шостаковича, которому понравилась постановка его балетов.

Я старался всюду поспевать за великим композитором и терялся, когда он при очередной встрече протягивал руку. Я удивлялся его радушию и простоте в общении с незнакомыми людьми. С коллегами по искусству Дмитрий Дмитриевич держался как равный, отмечал удачи исполнителей, находил добрые слова, чтобы поддержать автора, но при этом был строг и бескомпромиссно требователен, если видел, что художник работает ниже своих возможностей. О неудачах говорил прямо, резко, не делая никому никаких скидок и снисхождений. Когда он выступал на трибуне с разбором услышанного, в зале стояла тишина. Все внимали мастеру, боясь пропустить хоть одно его слово. Он мог многое простить, но не прощал халтуры и непрофессионализма. Все любили и побаивались его.

Вечером, 9 мая, в филармонии проходил большой концерт хоровой музыки. На этот раз своё искусство показывал ансамбль песни и пляски донских казаков, покоривший слушателей тремя казачьими песнями из тех, что были собраны знаменитым фольклористом Александром Михайловичем Листопадовым. Взмывающее вверх четырёхголосие, где каждый голос словно спорил друг с другом, создавало замысловатую вязь музыки и текста, расширяло гармонический ряд, образный смысл слова, выявляло его подтекст. Свет рампы высвечивал синие в лампасах брюки, белые рубахи, синие фуражки с красным околышем и лаковыми козырьками, из которых выкатывались волны непокорных чубов. Сапоги у солистов были вычищены до блеска. Дошла очередь и до народной песни «Донцы-молодцы», которая переросла в зажигательную доно-кубанскую пляску. Мастерское исполнение хоровых произведений Семёна Заславского, Вано Мурадели, Василия Алексеева покорило слушателей красотой и свежестью мелодических оборотов и гармонии. Казачьи песни и пляски главенствовали в концерте.

О выступлении коллектива, руководимого заслуженным артистом РСФСР П.И. Лысоконем, С. Баласанян, выражая общее мнение секретариата, писал на страницах «Вечернего Ростова»:

«Донские песни — это неиссякаемый источник красоты, свежести, творческого вдохновения, а в творчестве наших молодых композиторов слышатся какие-то безликие интонации, ему недостаёт выразительности, энергии, своеобразия народной музыки. Хочется сказать им: почаще бывайте в донских станицах, внимательно вслушивайтесь в народную музыкальную речь, записывайте, изучайте песни родного края, храните в памяти великолепные образцы народного творчества — это принесёт вам огромную эстетическую радость и поистине неоценимую помощь в работе».

И ещё одна приятная неожиданность для секретариата — выступление ростовской любительской капеллы и хора мальчиков. С глубоким проникновением и бережным отношением к авторской трактовке прозвучала в их исполнении песня Шостаковича «Родина слышит». Дмитрий Дмитриевич с чувством признательности пожал руку руководителю этого талантливого коллектива В.А. Никольскому.

«Замечательно, что в Ростове есть хор мальчиков. Сто звонких слаженных голосов — это большое богатство города», — было сказано при подведении итогов Донской музыкальной весны.

Положительную оценку получили и другие участники концерта хоровой музыки: Окружной ансамбль песни и пляски Советской Армии (дирижёр Д. Муранов), народная хоровая капелла Новочеркасского электровозостроительного завода (дирижёр А. Забродина). Присутствующие на празднестве имели возможность убедиться, насколько богат культурный потенциал городов и районов Дона.

На следующий день, в воскресенье, после просмотра в театре Музыкальной комедии первой детской оперетты, написанной молодым ростовским композитором, дирижёром театра Владимиром Дружининым, поприветствовав создателей весёлого, жизнерадостного спектакля для детворы, участники выездного секретариата снова собрались в филармонии на большой симфонический концерт. Он начался исполнением Девятой симфонии Д.Шостаковича. Произведение, созданное в 1945 году, вобрало в себя великое чувство радости от победы советского народа над германским фашизмом. Музыка симфонии несла в себе отзвук минувшей трагедии и невосполнимых утрат. Постепенно неизбывная боль уступала место лёгким и светлым мотивам.

Никогда не забуду, как слушал композитор свою музыку. Обхватив кистью левой руки щёку и подбородок, он, сосредоточенно хмурясь, как бы заново переживал рождение своего шедевра. Эпический характер симфонии требовал от дирижёра глубокого прочтения партитуры, использования многогранности и полифоничности оркестровых возможностей. И Леонид Семёнович Кац успешно справился с этой задачей. Лицо композитора, неотрывно следящего за действием разворачивающегося полотна, отражало тончайшие нюансы исполняемой музыки. Картины ликующей Красной площади и скорбь по погибшим — всё это вместе с автором остро переживали дирижёр и оркестранты…

Притихли партер и галёрка, неповторимые минуты ожидания — и взрыв аплодисментов! Композитор встаёт, кланяется, идёт мимо рукоплещущих рядов на сцену, пожимает руку Кацу, первой скрипке и другим исполнителям. Ему вручают большой букет тюльпанов. Он счастлив, выдающийся советский композитор, музыка которого — самая исполняемая в мире. Он стоит в громе аплодисментов, неловко кланяется, улыбается — лауреат Ленинской, Государственной, множества международных премий, Почётный член целого ряда музыкальных Академий Европы и Америки, наша национальная гордость — народный артист СССР ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.