(Воспоминания, размышления, эссе)
Не оставил Даниил заводское литобъединение и после того, как вместе с Костей Бобошко перешли работать в областную комсомольско-молодёжную газету «Большевистская смена», где редактор, в будущем известный шолохововед Константин Иванович Прийма, сумел подобрать коллектив высокоталантливых журналистов. В газете работали Юрий Крымский, Владимир Моложавенко, Иосиф Гегузин, Иван Кононенко, Владимир Мундиров, Иван Демченко и другие, ставшие известными писателями-публицистами, директорами издательств, редакторами и собкорами центральных газет.
Выезды в область, встречи с интересными людьми, сама природа донского края расширили кругозор поэта. Уже во второй книге «Рукопожатие», выпущенной Ростовским книжным издательством в 1959 году, мы находим характерные для Долинского проникновенные лирико-эпические циклы, поэзию самобытную, с раскованным авторским взглядом на мир, с неповторимым интонационным строем, чётким и определённым взглядом на мир. Автобиографический отпечаток несли такие стихотворения, как «Отец», «Доброта», «Колачи», «Земля», «Что делать с памятью», «Протянулись в памяти дороги», «Замполиту Бутенко» и, наконец, поэма «Актёры», сделавшая бы честь любому поэту. Поэзия Долинского тех лет — это и жгучая память о войне, взгляд на пережитое из сегодняшнего дня. Он пишет балладу о столетнем драгуне, герое Шипки, Тимофее Андреевиче Роговом, опираясь на традиции лермонтовского письма:
…говорят полчане:
расскажи нам,
что и как сейчас на белом свете…
И опять
доносит грохот ветер
от редутов на Гнезде Орлином.
Он сгоняет тучи к скалам серым —
громом оглушать,
слепить туманом…
У паши отменные аскеры,
сорок тысяч их у Сулеймана.
Над вершиной солнце разгоралось —
на вершине —
генерал Столетов.
Русские штыки у генерала
да ещё болгары-ополченцы,
да ещё в кисете рядового
горсточка родной земли у сердца…
И заканчивается стихотворение на щемящей ноте:
Тише, не будите!..
Этой ночью
был он очень-очень молодым.
Работая в областной газете, Долинский не прерывает связи со ставшим ему родным Ростсельмашем. Он, успевший окончить до призыва в армию всего лишь семь классов, будет посещать заводскую школу рабочей молодёжи и с аттестатом зрелости поедет в Москву поступать в Литературный институт. После книги «Первая любовь» его приняли в члены Союза писателей СССР. С рекомендацией Союза он и отправился в столицу.
Летом 1956 года я тоже оказался в Москве — ехал после окончания пединститута работать в Узбекистан в одну из школ Сурхан-Дарьинской области. Узнав о вступительных экзаменах Даниила, отправился на Тверскую, 25, где располагалось здание Литературного института. Вместе с Долинским приехали сюда поступать Василий Бетаки, Георгий Махоркин, которого было зачислили на 1 курс, а потом спохватились, что у того не было аттестата зрелости, и тут же отказали в приёме.
У особняка, где в 1812 году родился А.И. Герцен, бывали Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, кипел муравейник абитуриентов. Знакомились, узнавали темы изложений, характер собеседований. Даниил побаивался экзамена по немецкому языку, надеялся на помощь Бетаки, который чувствовал себя в языковых дисциплинах вполне уверенно. Подошёл Игорь Шаферан, в то время ещё неизвестный поэт. Он только что вернулся из очередного рейса китобойной флотилии «Слава», где работал судовым механиком, был обласкан Михаилом Светловым, который прочил его в свой семинар. Открытый, словоохотливый, Шаферан быстро обрастал знакомствами. Это был тот самый Шаферан, который оставил нам шедевры песенной поэзии. Такие песни на его слова, как «Гляжу в озёра синие», «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Мой милый, если б не было войны» украсили репертуар ведущих звёзд отечественной эстрады. Среди студентов, которых так же было здесь немало, можно было увидеть становящимся известным прозаика Юрия Казакова, поэта-песенника Михаила Пляцковского и других.
Даниил прошёл творческий конкурс, и после вступительных экзаменов был зачислен на первый курс заочного отделения ведущего литературного вуза страны. Он попал в ту среду, которая была нужна ему как воздух. С увлечением занимался на семинаре Владимира Луговского, который отнёсся к молодому автору из Ростова со вниманием и уважением. Даниил подружился с поэтом Сергеем Наровчатовым. Они не только нашли общий язык понимания поэзии, но и посвятили друг другу стихи. Тепло встретили ростовского собрата Николай Тихонов, Александр Межиров, Сергей Орлов.
Учился Даниил охотно, много читал. Увлекшись античной поэзией, избрал её темой своей курсовой работы. Поэзия Эллады, как известно, не имеет рифм. Нерифмованные стихи Сапфо, Тиртея, Архилоха, героических гомеровских сказаний, а также шедевры русской поэзии — «Вольные мысли» Александра Блока, «Борис Годунов», «Песни западных славян», «Маленькие трагедии» Александра Пушкина, «Песня о купце Калашникове» Михаила Лермонтова, «Песня о Гайавате» в переводе Ивана Бунина, образцы русского фольклора позволили Долинскому обратиться к белому стиху как к метрической системе, расширяющей границы творчества. Белый стих позволил поэзии ростовского автора становиться более раскованной, избегать привычных ходов, проторенных и превращённых в штампы дорожек. Поэт, сохраняя метрику, свободно использует переносы строк, широко применяет метафоры, инверсии, ритмические ходы, при всём том, не допуская сползания стиха в прозу. В этом легко убедиться, прочитав поэмы «Актёры», «Бомбил, стрелял Гвасалия!», «Говорите с Россией!».
Руководитель семинара — поэт Владимир Луговской, автор книг поэм «Середина века», написанной белыми нерифмованными стихами, поддержал замысел поэмы «Актёры». Написанная поэма была опубликована в 1959 году в журнале «Театр», получив одобрение её редактора — известного советского драматурга Николая Фёдоровича Погодина.
Творчество Долинского вызывало интерес у самых различных мастеров слова. Прочитав стихотворную рукопись выпускника Литинститута, представленную в качестве дипломной работы, председатель выпускной комиссии поэт Сергей Васильевич Смирнов написал на уголке титульного листа: «Правом данной мне власти — утверждаю!» — и расписался. Стихи Долинского охотно печатали газеты «Комсомольская правда», «Литературная Россия», «Литературная газета», журналы «Дон», «Молодая гвардия», «Юность», «Подъём», «Октябрь», «Советский воин». Чем больше узнавали Даниила в литературных кругах Москвы, тем шире становилось число почитателей его таланта. Когда несколько лет спустя после окончания Литинститута Даниила пригласили в компанию известных российских поэтов, — его слушали с большим интересом. Едва гость прочёл: «Нет, стихи не стареют, лишь становятся старше» и дошёл до строк «Трусы песен не пишут — песни пишут бойцы!» — все зааплодировали, а поэт Виктор Боков воскликнул: «Здорово!»
Всё складывалось благополучно: Ростовское правление СП делегировало Долинского на III Всесоюзное совещание молодых писателей, которое проходило в Москве в 1962 году.
В 1966 году он стал заведовать отделом поэзии и был введён в состав редколлегии журнала «Дон». В те годы благодаря ему в журнале появилось много литературных имён, стали часто публиковаться в переводе поэтов Дона стихи поэтов Северного Кавказа. Всесоюзному читателю были представлены стихи чеченца Магомеда Сулаева, аварской поэтессы Фазу Алиевой, кабардинца Адама Шогенцукова, адыгейца Исхака Машбаша, ногайца Анварбека Култаева, лакского поэта Мирзы Магомедова и многих других.
Долинский успешно сочетал работу над своими стихами с деятельностью переводчика. В Ростове и Элисте выходили его новые книги. В 1982 году состоялось обсуждение творчества Даниила в Москве под председательством Андрея Дементьева, который тепло отнёсся к ростовскому коллеге, высоко оценил многое из написанного им. По итогам обсуждения столичное издательство «Современник» выпустило книгу Долинского «И небо. И земля». Добиваясь успеха, он умел ценить удачи других.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0