ГОЛОСА, КОТОРЫЕ НЕ ОТЗВУЧАЛИ

(Воспоминания, размышления, эссе)

ЗВУЧАНИЕ ВЁСЕН

СЕМЬ НОТ В СУДЬБЕ ИГОРЯ ЛЕВИНА

Оставить комментарий

СЕМЬ НОТ В СУДЬБЕ ИГОРЯ ЛЕВИНА

Он автор восьми оперетт и мюзиклов, поставленных семнадцатью театрами страны, его эстрадно-джазовые композиции, камерно-вокальные циклы, музыка к театральным постановкам, цирковым представлениям привлекают внимание лучших исполнительских коллективов мелодичностью, современными гармоническими и интонационными решениями, динамичными ритмами, прекрасной аранжировкой. Достаточно сказать, что оркестровые пьесы Игоря Левина «Поэма о любви», «Ноктюрн», «Романтическая поэма», «Токката», «Медовый месяц», «Донские фрески», «Признание», «Противостояние» с успехом исполняются оркестром Всесоюзного (а ныне Российского) радио и Центрального телевидения под руководством А. Михайлова, А. Петухова (а до них Ю. Силантьева), Ленинградским симфоническим оркестром под управлением А. Бадхена, Ростовским симфоническим оркестром, дирижером которого являлся С. Коган. А «Поэма о любви» вошла в репертуар всемирно известного оркестра Франции под управлением Поля Мориа, оркестров Польши, Болгарии, Венгрии.

Лауреат Всероссийских и Всесоюзных конкурсов, обладатель премии Ленинского комсомола Дона, Игорь Левин много и интересно работает в различных музыкальных жанрах, отдавая несомненное предпочтение песне. Гражданской, бытовой, лирической, шуточной. Здесь его дарование раскрылось наиболее полно. Песни звучат в музыке к театральным постановкам, доминируют в мюзиклах, в радиопередачах и телевизионных клипах. Их мелодическое, гармоническое и ритмическое построение, напевность и мягкий лирический строй запоминаются слушателям, привлекают внимание лучших исполнителей. Песни Левина пели Иосиф Кобзон и Галина Беседина, Леонид Серебрянников и Галина Ненашева, Муслим Магомаев и Альберт Асадуллин, Александр Беляев и Елена Комарова, солист Московского театра оперетты Виктор Кривонос, солистка вокального квартета джаз- оркестра под управлением О. Лундстрема Светлана Рубинина. Высоко оценены художественным советом Российского радио и взяты в его фонд песни «Лёгкая профессия» на стихи А. Внукова, «Что ж, если вы грустите о другом» на стихи Д. Кугультинова, «Музыка» на стихи Ю. Левитанского, «Когда среди шумного бала» на стихи Д. Самойлова, «Звезда полей» на стихи А. Слепакова и ряд других.

В апреле 1984 года в телевизионном «Голубом огоньке», посвящённом Дню космонавтики, Галина Беседина исполнила песню И. Левина на слова Н. Рубцова «Зелёные цветы». Задушевный лирический распев, близость к строю русского романса пришлись по душе слушателям. Через несколько месяцев Игорь Левин на Всесоюзном фестивале в Тюмени вместе с другими композиторами-песенниками встречался с нефтяниками и газовиками и был приятно удивлён, когда мелодию «Зелёных цветов» подхватили окружившие его молодые работницы. А вскоре исполненные Леонидом Серебрянниковым в финальном телевизионном конкурсе «Песня-84» «Зелёные цветы» стали лауреатом года.

Игорь чувствует слово и, работая над текстом, добивается полного его слияния с музыкой. И уже то, что соавторами его песен, романсов, вокальных миниатюр и камерных циклов являются В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, Н. Рубцов, Э. Межелайтис, Д. Кугультинов, говорит само за себя. Это свидетельство того, какие сложные задачи ставит перед собой композитор, соединяя «высокое» и «низкое», элегический романс и джаз-роковые ритмы, прелюдирование баховского типа и наигрыш шарманки. Спрашиваю композитора:

— Игорь Маркович, когда началось увлечение музыкой, творчеством?

— С детства. Притом самого раннего. Я рос в семье, где к искусству относились не просто любовно, а благоговейно. Дома у нас всегда — актёры, музыканты, гимнасты, акробаты. Отец — Марк Семёнович Левин около 30 лет руководил объединением «Цирк на сцене» и «Московский цирк», мама — Римма Абрамовна, архитектор по профессии, хорошо рисовала, играла на фортепиано, водила меня на концерты и театральные постановки. Мечтала о том, чтобы я стал музыкантом, композитором. А я, по-видимому, давал повод для таких надежд: в шесть лет сочинил вальс для фортепиано, в двенадцать — первую песню. Но умерла мама — это случилось после тяжёлой болезни — и мы с отцом разом осиротели. Мать была для меня всем — и советницей, и наставницей, и добрым ангелом-хранителем. Она очень любила меня.

Я продолжал учиться в музыкальной школе имени Ипполитова-Иванова, прилежно выполнял все задания по теории и специальности, загружал себя до предела: выступал в концертах, пел, танцевал, пристрастился к спорту особенно к футболу, волейболу, настольному теннису. У меня не оставалось ни минуты свободного времени — только это, по-видимому, и помогало пережить моё горе.

Окончив школу, поступил в училище искусств — без музыки я уже не мыслил дальнейшей жизни. Моим педагогом, который поверил в меня и поддержал на первых порах, стал Алексей Павлович Артамонов, прекрасный композитор, глубоко эрудированный, хорошо знавший русскую и зарубежную музыкальную культуру, донской фольклор, народное творчество России. Благодаря ему я получил теоретическую подготовку, которая помогла мне успешно сдать экзамен на композиторский факультет музыкально-педагогического института (ныне консерватория). И здесь мне повезло вторично: я стал учиться в классе профессора Леонида Павловича Клиничева, композитора, близкого мне по возрасту и по духу творчества, — открытого, доброжелательного, обладавшего прекрасным даром первооткрывателя. Именно он помог нам, студентам, определить свою индивидуальность.

В характере Леонида Павловича — поддерживать всё яркое, самобытное.

В то время я увлекался классической и лёгкой джазовой музыкой. Поиски синтеза различных жанров настораживали некоторых педагогов, но только не Леонида Павловича.

Вот как рассказывает об этом сам Леонид Клиничев:

— Бывают «экспериментаторства» от недостаточности знания, от желания «удивлять», а бывают от поиска новых форм, стремления обновить музыкальный язык, найти новые пути для самовыражения. Игорь и в студенческие годы зарекомендовал себя как музыкант пытливый, работоспособный. Он часами проводил за фортепиано, не пропустил ни одного занятия по инструментовке, полифонии, чтению партитуры с листа. Зная его возможности, я постоянно усложнял к нему требования, давал задания старших курсов, и он успешно справлялся с ними. На студенческих концертах, как правило, присутствовал профессорско-преподавательский состав нашей и Московской консерваторий. Сочинения Левина вызывали неизменный интерес, но нередко становились и предметом спора. Так, заведующая кафедрой истории музыки Лия Яковлевна Хинчин, относившаяся к Игорю с глубокой симпатией, не сразу приняла его увлечённость джазом, поисками на стыке различных жанров.

Я был убеждён: запрещать ничего не следует, у каждого своё видение, каждый выбирает свой путь в творчестве. И это дело — сугубо индивидуальное. Игорь — художник самобытного дарования. Лия Яковлевна, слушая новые его сочинения, всё более соглашалась со мной.

То, что он делал, — было всегда интересно. Написанные в те годы фортепианные пьесы, вокальный цикл, струнный квартет, кларнетовый концерт и концерт-поэма в стиле симфо-джаза, цикл хоров «Донские песни» (результат летних фольклорных экспедиций) раскрыли его возможности в создании разножанровой музыки, которую вскоре поддержали и Микаэл Таривердиев, и Александра Пахмутова, и Родион Щедрин, и Юрий Саульский.

Ещё во время учёбы в консерватории Игорь увлёкся всеми видами оркестров симфоническим, эстрадно-джазовым, народным — больших и малых составов. Он начинает сотрудничать с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с эстрадным оркестром кинотеатра «Россия» под управлением Георгия Балаева; для джаз-оркестра Кима Назаретова создаёт поэму «Да! Африка» и концерт для саксофона в стиле джаз-рока.

Он пишет музыку для цирка, и многие номера с музыкой Левина становятся лауреатами международных фестивалей циркового искусства. Нередко сам встает за пульт (сегодня он — главный дирижёр циркового оркестра). Он ведёт музыкальную часть студии по подготовке цирковых тренеров, выезжает с труппой на гастроли, почти полгода провёл в Китае, где дирижировал оркестром.

Диплом получен, а учение не прерывается ни на один день. Левин углубляется в партитуры Баха и Моцарта, его продолжают волновать романтики Рахманинов, Шопен, Верди, он вслушивается в звучание произведений Прокофьева, Шостаковича, Кончели, Бриттена, Равеля, Гершвина, постигает архитектонику блюзов, особенности американской джазовой школы. Работая над мюзиклами, обращается к опыту английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, создателя рок-опер «Иисус Христос — суперзвезда», «Кошки», «Фантом в опере» («Призрак оперы» на основе романа Гастона Леру). А в песне считает своими учителями Дунаевского, Пахмутову, Рыбникова, Гладкова. Его привлекает американская джазовая школа, блюзы.

— После музыки самым большим моим увлечением всегда был театр, — признаётся композитор. — Меня волновала атмосфера кулис, я мог безошибочно определить характер той или иной мизансцены. Мне всегда хотелось писать для театра. Но не было подходящего драматургического материала, да и побаивался режиссёров, а также различных инстанций, с которыми следовало иметь дело.

И вот первая ласточка — оперетта «Любовь и ненависть» по мотивам книг И. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы». Пьесу написал ростовчанин В. Покровский, стихи А. Слепаков. Поставил оперетту режиссёр М. Лукавецкий, дирижировал спектаклем С. Поспелов. В пьесе были и героика, и жанровые сцены, и любовная лирика, но рыхлость драматургии, как отмечали рецензенты в местной печати, была также налицо: поступки героев оказались заданными, конфликты надуманными. Тем не менее, музыка — и это также отмечали все, кто писал о спектакле, — оставалась яркой и самобытной. Она скрашивала недостатки драматургии, давала спектаклю глубокое дыхание. Во всей многокрасочности и оркестровой изобретательности звучали донские казачьи попевки и городской романс, революционные песни и танцевальные сюиты. Особенно запомнились из этого спектакля песни «В час, когда полыхнёт далёкое пламя пожарищ», «Зарево в полях», «Звезда полей».




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.