(Повести и рассказы)
Стихи были очень похожи на того человека, который подошёл к Жене неделю назад во время её очередной командировки. Он возник перед ней в коридоре сельсовета и церемонно проговорил:
— Можно вас отвлечь буквально на несколько минут?
Он был небольшой, щуплый, остролицый, весь напряжённый, как боксёр на ринге.
— Я услышал, что вы из газеты, и поэтому решил вас побеспокоить. Я работаю механизатором в этом совхозе, моя фамилия Сердюков. С кем, простите, имею честь?
Женя назвала себя.
— Очень приятно, товарищ Муравлёва, я ваши корреспонденции читал. Пером владеете прекрасно. Я прислал к вам в редакцию свои стихи, — продолжал Сердюков, — и уже больше двух месяцев нет никакого ответа. А я знаю, что на письма трудящихся нужно отвечать в течение месяца. Как я должен это понимать?
Он смотрел на Женю в упор, так, словно был убеждён в её виновности. Она объяснила, что все стихи, приходящие в редакцию, попадают к Доценко, и обещала рассказать ему об этой встрече.
— Я выслал новые, — сказал Сердюков. — Прошу проследить, чтобы не затерялись. Под вашу личную ответственность.
Деревянно улыбнувшись, он отвесил короткий поклон.
Стихи Сердюкова и ещё двух авторов Николай Иванович дал Жене. То ли решил попробовать её в новом качестве, то ли потерял веру в Доценко.
Получив очередную порцию стихов, Доценко обычно внимательно их прочитывал, иногда при этом ругаясь вполголоса, а потом засовывал в стол и забывал о них. Когда на планёрке Николай Иванович начинал взывать к его совести, Доценко отвечал всем авторам почти одно и то же и успокаивался на несколько месяцев. Если среди стихов попадались сносные, их печатали.
Сердюковские стихи были об «осени багряно-золотистой», о «беспощадно-трепетной любви», о «России странной и загадочной». Стихотворений было двенадцать.
— Она ещё и стихи пишет. Какой талантливый ребёнок!
Это Костя. Понял по строчкам, что стихи, а в слова не вчитывался.
— Да не мои это стихи! — почему-то рассердилась Женя. — Тут механизатор один…
— Дай почитать. А я скажу, твои или нет.
Он взял листок и стал читать вслух с выражением:
А листья падали, бесславно погибая,
То страстно шелестя, то замиря.
Эх, Родина, страна моя родная!
За что ты так обидела меня?
— Ну и как? — спросила Женя.
— Тяжёлый случай. Стихи не твои. И много он написал?
— Пока нет. Но он славы хочет.
— Прочти ещё, — попросил Андрей Петрович; обычно серьёзный, он прямо давился от хохота. — Как ты говоришь: «замиря»?
Костя продолжал:
Махровых облак стая пролетала
Над степью клином, будто журавли.
Их красота до сердца мне достала,
Но почему так холодно в крови?
— Выпить надо, тогда будет тепло, — подсказал Андрей Петрович.
У Жени появилось какое-то неприятное чувство. Ей хотелось отобрать у Кости листок и спрятать от посторонних глаз. Но он сам положил стихи на место и, кажется, больше читать не собирался.
— Чёрт возьми! — взорвался Доценко. — Зачем писать, если не умеешь? Вот я не понимаю: для чего этот мужик уродовался? А он много сил и времени потратил, уж я знаю. Неужели только ради славы?
— А может быть, для самовыражения, — вставила Елена Афанасьевна, повернув к нему голову в мелких седеющих кудряшках. — Живёт человек, а внутри у него что-то бродит, играет, не даёт покоя. Хочется человеку это понять и выразить. Как умеет, так и выражает…
— Вот тут и загвоздка, — перебил Доценко. — У меня целая пачка таких «самовыражений»: не знаю, что с ними делать.
— Почитай, Василий Семёныч, развлеки, — загорелся Андрей Петрович.
— Да вот, послушайте шедевр. — Доценко порылся в бумагах и достал несколько листков, сколотых скрепкой:
Эх, ковыль, да ты ковыль-трава!
Ты развей, ковыль, мою грусть-печаль,
Разнеси её по степи по матушке
Да завей в окно врага лютого,
Врага лютого, ох да друга милого…
Женя помнила этот длинный плач: Доценко давал ей читать его как образец дурного вкуса. Подписано было инициалами. «Если напечаете, так и подпишите, — было приписано внизу. — На всякий случай даю адрес моей подруги, а в скобках укажите: „Для Л. Б.“». Дальше страсти разгорались ещё сильней, но за аляповатой стилизацией чувствовалась глубокая и горькая любовь, и было во всём этом что-то от древнего заговора-заклинания.
Тогда Жене очень хотелось взять у Доценко стихи и ответить этой женщине вместо него: написать что-нибудь доброе, утешительное, похвалить за силу чувства, за связь с народной поэзией. А теперь, когда издевательски читали вслух это тайное, выстраданное, она понимала, что должна возразить, прекратить, запретить. Но знала, что не сделает этого: получилось бы смешно и мелодраматично.
«А ты тоже хорош», — злорадно подумала Женя о Доценко. Вспомнились его стихи:
Не смотрю на твоё оконце,
Не смотрю — и дело с концом.
Я лечу на коне, и солнце,
Как собака, лижет лицо.
— Хватит, Семёныч! Оставь женщину в покое, — вдруг серьёзно сказал Костя. — А вы чего ржёте? — обратился он ко всем уже своим обычным клоунским тоном. — Если бы эта дама слышала, она бы разнесла вас всех по степи по матушке.
— А правда, как-то не очень красиво получается, — согласился Андрей Петрович. — Но смешно…
— И развеселились мы, наверное, не к добру, — добавила Елена Афанасьевна.
— Ну, не хотите — не буду. — Доценко положил стихи на место с явным сожалением. Его грубоватое, но выразительное лицо стало по-детски обиженным.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0