НЕ ЭТО, НЕ ТО, А НЕВЕДОМО ЧТО

(Сказки)

ЗЕЛЁНЫЕ КУВШИНЫ

Оставить комментарий

Завоеватели не знали, что один мастер остался на острове. Когда король приказал всем, кто умел делать зелёные кувшины, прийти на площадь, этот мастер лежал в постели и умирал. Это был очень старый человек. Он уже попрощался со своими родными, закрыл глаза и думал, что больше их не откроет. Но тут в дом ворвались королевские воины, разбили кувшины, которые там были, и ушли.

Услышав шум, грохот, крики и плач, старик открыл глаза.

— Что случилось? — спросил он. — Откуда эти чужие жестокие люди?

— Тебе показалось, отец, — ответил сын, не желая огорчать умирающего. — Всё в порядке.

— Не надо меня обманывать, — сказал старик. — Я хочу знать всё. Это моя последняя воля.

И родные рассказали ему о чужих кораблях, приплывших на остров, о короле, присоединившем его к своей стране, и о том, что куда-то увезли всех мастеров и разбили все кувшины.

Выслушав эти страшные известия, старый мастер снова закрыл глаза и долго лежал без движения. Все уже решили, что он умер, но старик вдруг открыл глаза и сел.

— Мне нельзя умирать, — сказал он. — Теперь только я могу возродить наше древнее ремесло.

И старый мастер выздоровел. Он снова стал работать. Взял учеников — мальчиков двенадцати-тринадцати лет, среди которых был и сын правителя, и начал учить их делать простую глиняную посуду. Иногда завоеватели заходили в мастерскую, но, увидев обыкновенные чашки, вазы и кувшины, спокойно шли дальше.

Однажды на горизонте показался корабль. Люди короля сразу узнали корабль своей страны. От радости они начали жечь костры, прыгать и кричать страшными голосами. Но, когда корабль причалил к берегу и из него вышли король с сыном, советник с дочерью и ещё несколько человек, все поняли, что радоваться нечему. Оказалось, что, пока король плавал бить кувшины на острове, в его стране и в тех странах, которые он завоевал, произошли восстания. Короля изгнали. И вот теперь он вспомнил об острове — единственном своём владении.

Король созвал строителей и приказал построить себе дворец. И хотя дворец здесь строили впервые, он получился таким, что король остался доволен.

Остров оказался слишком мал для короля, и он захватил несколько соседних, где тоже велел разбить все зелёные кувшины. Вместе со своими воинами король стал пить, охотиться и плавать на покорённые острова, чтобы вывозить оттуда то, чем эти острова были богаты.

А в гончарной мастерской шла работа. Когда ученики начали овладевать ремеслом, старый мастер сказал им:

— Не для того я собрал вас здесь, чтобы вы лепили эти горшки и миски. Я хочу научить вас делать зелёные кувшины. Кто боится, уходите сейчас. А те, кто останется, будут спасителями нашего острова. Только при помощи зелёных кувшинов мы сможем снова стать свободными людьми, а не рабами чужого короля. И не нам одним они нужны. Мы сами не знали, какая сила заключена в наших кувшинах.

И он рассказал ученикам, что слышал разговор двух королевских воинов, из которого узнал, как могут зелёные кувшины изменять людей и даже судьбы целых стран.

Все ученики остались, ни один не ушёл. Тогда мастер взял высокий изящный кувшин и показал его ученикам:

— Вот такая форма должна быть у настоящего зелёного кувшина, это вы уже умеете. Теперь я буду учить вас делать краски и расписывать кувшины — это самое трудное.

— А почему наши кувшины были такими особенными? — спросил один из учеников.

Мастер строго посмотрел на него:

— Не говори «были». Пока есть мастера, есть и кувшины. А что даёт нашим кувшинам такую силу, я и сам не знаю. Но с давних пор считается, что зелёные кувшины должны быть сделаны из глины, взятой в наших горах. Они должны иметь определённую форму, их покрывают особой глазурью и расписывают особой краской. И ещё, чтобы делать зелёные кувшины, нужно родиться на нашем острове.

Шло время. Постепенно ученики овладевали тонким искусством изготовления зелёных кувшинов. И никто из людей короля не знал, чем они занимаются. На виду в мастерской всегда была обыкновенная посуда, а зелёные кувшины прятали в подземелье.

Но один раз случилось так, что несколько кувшинов не успели убрать, а в мастерскую вошёл принц — сын короля. Он был немного старше, чем ученики мастера, и было ему тогда восемнадцать лет.

Все в ужасе застыли. А принц застыл от удивления и восторга.

— Какая красота! — воскликнул он. — Почему таких кувшинов нет в нашем дворце?

— Ваше высочество, если король узнает об этих кувшинах, он убьёт нас всех, — сказал мастер. — Но даже не это самое страшное. Если мы погибнем, никто и никогда не сможет делать такие кувшины. А без кувшинов люди во всём мире ещё долго будут воевать и творить всякое зло.

— Никто об этом не узнает, — пообещал принц. — Даю слово.

— Сдержите его, ваше высочество! — попросил мастер.

— Когда я даю слово, я держу его всегда, — гордо ответил принц.

Внимательно посмотрев в его лицо, мастер понял, что ему можно верить.

Но тут в мастерскую вошла девочка, дочь советника: она искала принца. Увидела кувшины и ахнула, залюбовавшись ими.

— Что вы скажете теперь, ваше высочество? — спросил мастер. — Где ваше слово?

— Моё слово остаётся, — сказал принц. — За эту девочку я ручаюсь, как за самого себя. Она тоже умеет держать слово.

Мастер вздохнул. Что он мог поделать?

— Вы обещаете молчать о том, что здесь видели? — обратился он к девочке.

— Обещаю. — И она взглянула на старика такими ясными глазами, что ей нельзя было не поверить.

А сын правителя, заглядевшись на неё, выронил из рук почти готовую вазу.

Когда принц и дочь советника выходили из мастерской, они встретились в дверях с девушкой. При виде её у принца выпал из рук кувшин, который ему подарили мастера, — простой, не зелёный. Эта девушка была сестрой сына правителя.

А время всё шло и шло. Ученики уже были мастерами, а старый мастер стал совсем старым и дряхлым.

Как-то утром старый мастер сказал молодым:

— Если со мной что-нибудь случится, продолжайте дело, которому я научил вас. И рассказывайте всем нашим людям о том, что на острове есть зелёные кувшины, чтобы они не падали духом и верили, что когда-нибудь мы одолеем врагов.

Никто из учеников не видел, как он взял зелёный кувшин, завёрнутый в кусок ткани, и направился в королевский дворец.

— Что это? — спросил король, увидев свёрток.

— Это подарок вашему величеству, — ответил старик и развернул кувшин.

Король побледнел от страха:

— Но ведь это… зелёный кувшин.

Мастер смело взглянул в глаза королю:

— Да, это один из тех кувшинов, которых вы так боитесь.

— Я боюсь каких-то кувшинов?! — разгневался король. — Да как ты смеешь мне такое говорить?! Откуда у тебя этот кувшин?

— Он оставался у меня дома, — сказал старик, — ваши люди его не заметили.

— Сейчас я разобью этот проклятый кувшин, а тебя прикажу убить на месте!

Но старик смотрел на него спокойно:

— Я стар, мне уже ничего не страшно. Но если вы сделаете то, что сказали, — значит, вы всё-таки боитесь, потому что кувшин сильнее вас.

— Пошёл вон! — закричал король. — Стану я бояться каких-то кувшинов!

Мастер шёл домой и радовался: он надеялся на свой кувшин. Конечно, король мог бы убить его, но мудрый старик сумел повернуть всё так, как ему было нужно.

А ночью мастер умер во сне. Он сделал всё, что должен был сделать; его старое сердце устало и остановилось.

Старого мастера с почётом хоронили все жители острова, а его ученики горевали так, словно потеряли родного отца.

И сразу же они начали выполнять завет своего учителя: рассказывать о зелёных кувшинах. Люди, слушая их, улыбались и плакали от радости. А сын правителя стал говорить всем о том, что пора изгнать завоевателей с острова и что для этого нужно изготовить оружие и научиться им владеть. И люди, которые никогда не держали в руках оружие, начали делать сабли, копья, луки и стрелы. Они не смогли научиться делать огнестрельное оружие, которое было у завоевателей, но всё равно решили сражаться и победить.




Комментарии — 0

Добавить комментарий



Тексты автора


Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.