(Сказки)
Завоеватели не знали, что один мастер остался на острове. Когда король приказал всем, кто умел делать зелёные кувшины, прийти на площадь, этот мастер лежал в постели и умирал. Это был очень старый человек. Он уже попрощался со своими родными, закрыл глаза и думал, что больше их не откроет. Но тут в дом ворвались королевские воины, разбили кувшины, которые там были, и ушли.
Услышав шум, грохот, крики и плач, старик открыл глаза.
— Что случилось? — спросил он. — Откуда эти чужие жестокие люди?
— Тебе показалось, отец, — ответил сын, не желая огорчать умирающего. — Всё в порядке.
— Не надо меня обманывать, — сказал старик. — Я хочу знать всё. Это моя последняя воля.
И родные рассказали ему о чужих кораблях, приплывших на остров, о короле, присоединившем его к своей стране, и о том, что куда-то увезли всех мастеров и разбили все кувшины.
Выслушав эти страшные известия, старый мастер снова закрыл глаза и долго лежал без движения. Все уже решили, что он умер, но старик вдруг открыл глаза и сел.
— Мне нельзя умирать, — сказал он. — Теперь только я могу возродить наше древнее ремесло.
И старый мастер выздоровел. Он снова стал работать. Взял учеников — мальчиков двенадцати-тринадцати лет, среди которых был и сын правителя, и начал учить их делать простую глиняную посуду. Иногда завоеватели заходили в мастерскую, но, увидев обыкновенные чашки, вазы и кувшины, спокойно шли дальше.
Однажды на горизонте показался корабль. Люди короля сразу узнали корабль своей страны. От радости они начали жечь костры, прыгать и кричать страшными голосами. Но, когда корабль причалил к берегу и из него вышли король с сыном, советник с дочерью и ещё несколько человек, все поняли, что радоваться нечему. Оказалось, что, пока король плавал бить кувшины на острове, в его стране и в тех странах, которые он завоевал, произошли восстания. Короля изгнали. И вот теперь он вспомнил об острове — единственном своём владении.
Король созвал строителей и приказал построить себе дворец. И хотя дворец здесь строили впервые, он получился таким, что король остался доволен.
Остров оказался слишком мал для короля, и он захватил несколько соседних, где тоже велел разбить все зелёные кувшины. Вместе со своими воинами король стал пить, охотиться и плавать на покорённые острова, чтобы вывозить оттуда то, чем эти острова были богаты.
А в гончарной мастерской шла работа. Когда ученики начали овладевать ремеслом, старый мастер сказал им:
— Не для того я собрал вас здесь, чтобы вы лепили эти горшки и миски. Я хочу научить вас делать зелёные кувшины. Кто боится, уходите сейчас. А те, кто останется, будут спасителями нашего острова. Только при помощи зелёных кувшинов мы сможем снова стать свободными людьми, а не рабами чужого короля. И не нам одним они нужны. Мы сами не знали, какая сила заключена в наших кувшинах.
И он рассказал ученикам, что слышал разговор двух королевских воинов, из которого узнал, как могут зелёные кувшины изменять людей и даже судьбы целых стран.
Все ученики остались, ни один не ушёл. Тогда мастер взял высокий изящный кувшин и показал его ученикам:
— Вот такая форма должна быть у настоящего зелёного кувшина, это вы уже умеете. Теперь я буду учить вас делать краски и расписывать кувшины — это самое трудное.
— А почему наши кувшины были такими особенными? — спросил один из учеников.
Мастер строго посмотрел на него:
— Не говори «были». Пока есть мастера, есть и кувшины. А что даёт нашим кувшинам такую силу, я и сам не знаю. Но с давних пор считается, что зелёные кувшины должны быть сделаны из глины, взятой в наших горах. Они должны иметь определённую форму, их покрывают особой глазурью и расписывают особой краской. И ещё, чтобы делать зелёные кувшины, нужно родиться на нашем острове.
Шло время. Постепенно ученики овладевали тонким искусством изготовления зелёных кувшинов. И никто из людей короля не знал, чем они занимаются. На виду в мастерской всегда была обыкновенная посуда, а зелёные кувшины прятали в подземелье.
Но один раз случилось так, что несколько кувшинов не успели убрать, а в мастерскую вошёл принц — сын короля. Он был немного старше, чем ученики мастера, и было ему тогда восемнадцать лет.
Все в ужасе застыли. А принц застыл от удивления и восторга.
— Какая красота! — воскликнул он. — Почему таких кувшинов нет в нашем дворце?
— Ваше высочество, если король узнает об этих кувшинах, он убьёт нас всех, — сказал мастер. — Но даже не это самое страшное. Если мы погибнем, никто и никогда не сможет делать такие кувшины. А без кувшинов люди во всём мире ещё долго будут воевать и творить всякое зло.
— Никто об этом не узнает, — пообещал принц. — Даю слово.
— Сдержите его, ваше высочество! — попросил мастер.
— Когда я даю слово, я держу его всегда, — гордо ответил принц.
Внимательно посмотрев в его лицо, мастер понял, что ему можно верить.
Но тут в мастерскую вошла девочка, дочь советника: она искала принца. Увидела кувшины и ахнула, залюбовавшись ими.
— Что вы скажете теперь, ваше высочество? — спросил мастер. — Где ваше слово?
— Моё слово остаётся, — сказал принц. — За эту девочку я ручаюсь, как за самого себя. Она тоже умеет держать слово.
Мастер вздохнул. Что он мог поделать?
— Вы обещаете молчать о том, что здесь видели? — обратился он к девочке.
— Обещаю. — И она взглянула на старика такими ясными глазами, что ей нельзя было не поверить.
А сын правителя, заглядевшись на неё, выронил из рук почти готовую вазу.
Когда принц и дочь советника выходили из мастерской, они встретились в дверях с девушкой. При виде её у принца выпал из рук кувшин, который ему подарили мастера, — простой, не зелёный. Эта девушка была сестрой сына правителя.
А время всё шло и шло. Ученики уже были мастерами, а старый мастер стал совсем старым и дряхлым.
Как-то утром старый мастер сказал молодым:
— Если со мной что-нибудь случится, продолжайте дело, которому я научил вас. И рассказывайте всем нашим людям о том, что на острове есть зелёные кувшины, чтобы они не падали духом и верили, что когда-нибудь мы одолеем врагов.
Никто из учеников не видел, как он взял зелёный кувшин, завёрнутый в кусок ткани, и направился в королевский дворец.
— Что это? — спросил король, увидев свёрток.
— Это подарок вашему величеству, — ответил старик и развернул кувшин.
Король побледнел от страха:
— Но ведь это… зелёный кувшин.
Мастер смело взглянул в глаза королю:
— Да, это один из тех кувшинов, которых вы так боитесь.
— Я боюсь каких-то кувшинов?! — разгневался король. — Да как ты смеешь мне такое говорить?! Откуда у тебя этот кувшин?
— Он оставался у меня дома, — сказал старик, — ваши люди его не заметили.
— Сейчас я разобью этот проклятый кувшин, а тебя прикажу убить на месте!
Но старик смотрел на него спокойно:
— Я стар, мне уже ничего не страшно. Но если вы сделаете то, что сказали, — значит, вы всё-таки боитесь, потому что кувшин сильнее вас.
— Пошёл вон! — закричал король. — Стану я бояться каких-то кувшинов!
Мастер шёл домой и радовался: он надеялся на свой кувшин. Конечно, король мог бы убить его, но мудрый старик сумел повернуть всё так, как ему было нужно.
А ночью мастер умер во сне. Он сделал всё, что должен был сделать; его старое сердце устало и остановилось.
Старого мастера с почётом хоронили все жители острова, а его ученики горевали так, словно потеряли родного отца.
И сразу же они начали выполнять завет своего учителя: рассказывать о зелёных кувшинах. Люди, слушая их, улыбались и плакали от радости. А сын правителя стал говорить всем о том, что пора изгнать завоевателей с острова и что для этого нужно изготовить оружие и научиться им владеть. И люди, которые никогда не держали в руках оружие, начали делать сабли, копья, луки и стрелы. Они не смогли научиться делать огнестрельное оружие, которое было у завоевателей, но всё равно решили сражаться и победить.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Комментарии — 0