Написать автору
Оставить комментарий
Читают мало. Когда же, в самом деле, читать, если надо деньги зарабатывать? Чтобы семья удержалась на плаву, надо много работать за очень маленькие деньги. Таково наше время. Все мои друзья — читатели по своей сути. Что они читают сейчас? Кто фантастику, кто детективы. На большее нет времени и психических сил. Любая серьезная литература требует времени и сил. Где их взять?
Я живу в деревне, люди здесь занимаются сельским хозяйством. Работают с раннего утра до позднего вечера. Вечером смотрят сериалы. А вот дети читают. Моя 14-летняя дочь привела в дом подруг. Увидев нашу большую библиотеку, девочки растащили книги. Потом пришли снова, взяли другие книги. Поговорили мы о прочитанном, о писателях. В итоге по примеру моей дочери многие записались в сельскую библиотеку — читают сейчас Тургенева, которого в моей библиотеке нет. Они гордятся тем, что они читают. Это выделяет их из общей массы. У них своеобразный клуб — обмениваются книгами.
По-моему, каждый из нас может что-то подобное создавать вокруг себя. Делать это для детей.
Об этом и наш следующий проект (грант) «Дон литературный» — о пуляризации донских писателей (хороших). Ожидаю большей помощи от всех вас…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ
«Поговорили мы о прочитанном, о писателях»… — вот это самое главное. Только дать ребенку в руки книжку мало. Ведь у темы чтения, которую мы обсуждаем, есть еще один аспект — понимание прочитанного. С этим, как показывает мой учительский опыт, большие проблемы. Проблемы для тех, кто читает, и проблемы для тех, кто пишет. Я даже стал на эту тему стишок сочинять. Написал было: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», — но потом вспомнил, что Тютчев это уже раньше меня написал, и не стал продолжать.
Но вообще-то, если говорить серьезно, пониманию прочитанного нужно учить и можно научиться. Было бы желание! Между прочим, в критикуемом всеми ЕГЭ по русскому языку есть в этом смысле очень полезное задание. Вот как оно выглядит:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов».
Ясное дело, что в неформальном общении с детьми нет необходимости прибегать к письменным работам. Но и беседа, построенная по такому плану, может быть весьма полезна — и для них, и для нас. Итогом может стать возникновение читательского и писательского СО-ЧУВСТВИЯ, того самого, о котором Тютчев писал: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать».
ПОСТСКРИПТУМ
Катюша, уже написав свой комментарий, я еще раз прочел твой пост. Ты пишешь: «Чтобы семья удержалась на плаву, надо много работать за очень маленькие деньги».
Я придумал, как решить эту проблему и высвободить время для чтения. Все просто: нужно мало работать за очень большие деньги!
Итак, стратегическое решение проблемы найдено. Остаются тактические мелочи: как именно осуществить эту идею на практике. Но, блин, совершенно нет времени их обдумать, так как приходится очень много работать за очень маленькие деньги…
Неоценимую роль в привлечении внимания ребёнка к литературе продолжают играть школа и детская библиотека при продуманном и хорошо организованном взаимодействии. Мне посчастливилось убедиться в этом 19 мая, когда библиотека им. Величкиной (Ирина Николаевна Емельянова) пригласила меня в ростовскую гимназию № 46 на встречу с шестиклассниками. Там я узнал о проведённом среди ребят конкурсе работ (эссе) на тему «Жадно читаемая книга». Учительница по фамилии Двуреченская зачитывала лучшие из этих работ. Столько интересного об отношении детей к книге я не слышал, кажется, со своего собственного детства. Особенно запомнился рассказ мальчика о том, как он не мог оторваться от «Любви к жизни» Джека Лондона. «Пока не почувствовал у себя во рту волчью шерсть и соль крови», — как не позавидовать такой увлечённости!
Возвращаясь вновь к проблеме низкого интереса к чтению (8% читающего населения), невнимание к творчеству писателей (местных практически не знают, на Евтушенко в филармонии были свободные места, на встрече с Войновичем в ДГПБ зал был заполнен на половину, а Юзефович, приехавший на чеховский праздник в Таганрог вообще не рискнул организовать творческую встречу).
В 2000 году я побывал на научной конференции, посвященной 60-летию Бродского, проходившей в редакции журнала «Звезда». Помню, в кулуарах один участник конференции рассказывал забавную историю, которую услышал от бабушки. «Однажды в трамвай, шедший по Невскому проспекту, вошел Лев Толстой. Весь вагон встал и приветствовал своего великого писателя. Возможно ли сейчас такое? Кого из великих писателей 20 века могли бы так приветствовать?».
Солженицына? Помню встречу с ним в Ростове в 1994 году, ажиотажа не было. Того же Бродского? Вряд ли. Шолохова? Смешно. Рассказывают, что в Набережных Челнах автобус с Высоцким на руках рабочие подняли. Охотно верю. Но ведь при жизни Высоцкий опубликовал только одно стихотворение, его знали по магнитофонным записям. Значит, не читали, а слушали.
Замечательный поэт, прозаик и журналист, и вообще многогранный Дима Быков, автор стихов-пародий из проекта «Гражданин-поэт» объездил всю Россию, собирал полные залы, у нас в Ростове был дважды, в Таганроге побывал. Интерес к поэзии или к свободе слова? Конечно к поэзии в первую очередь. Но книга и слово постепенно уходят из столь привычного бумажного носителя в сторону аудиовизуального источника. Век чтения сменяет век восприятия информации через слух или через всемирную сеть, являющуюся особенно в авторитарном обществе заменой подконтрольных телевизионных каналов. То, что начали в середине 20 века неподцензурные поэты с гитарой, в начале 21 века оформилось в небумажную литературу.
А уж кого будут носить на руках в автобусах или приветствовать вставанием в трамваях рассудит время и талант.
Пуляризация писателей — это что-то новое. Пулярка — кажется, курица?
Ай, какую славную опечатку заметила Наталья!
Тем более что пулярка — действительно, курица, но не простая, а согласно словарю иностранных слов, вошедших в состав русского языка: «Выложенная (кастрированная) курица. Откормленная курица.» Даже скобки в определении присутствуют!
Нет, что-то в этой опечатке символическое есть! А учитывая последние, так поспешно принимаемые законы, определенно — есть!
Пуляризация НТВ — Света Курицына (Света из Иваново) в программе «Луч света». Начали со «Свободы слова» с Савиком Шустером, закончили пуляризацией. И надеюсь люстрацией.
К комменту Леонида Санкина.
Несколько лет назад мой сын обратился ко мне с вопросом: «Пап, как мне уволить секретаршу, без видимых причин, но чтобы по закону все было нормально?»
Разумеется, я спросил: «А в чем проблема?»
Далее диалог:
— Понимаешь, оказалось, что она «Дом-2» смотрит.
— Ну, и что?
— Понимаешь, если бы она была, например, просто бухгалтером и не общалась с клиентами, то проблем никаких. Но она, разговаривает с клиентами так, как говорят в этом «Доме-2», и это очень вредит моему бизнесу. Я просто теряю клиентов.
— А ты не пробовал поговорить с ней на эту тему?
— Конечно, пробовал. Но она и мне отвечает так же, как в этом «Доме-2». Я специально посмотрел несколько выпусков этой программы и понял, что суть проблемы именно в этом.
Я подумал, посоветовал. Через несколько дней сын уволил секретаршу по её собственному желанию.
Совет Леониду: не смотрите программы, которые хоть в какой-то степени могут повлиять на уровень Вашего вкуса.
Когда-то был всего один канал ТВ, на котором практически нечего было смотреть. Потом появилось три канала, потом пять, потом семьдесят, потом тысячи, на которых нечего смотреть. И только отдельные программы на этих тысячах каналов достойны внимания. Самое главное, что, несмотря на спешно принимаемые законы, пока еще у нас есть право выбора — что смотреть.
Александру:
На вкус не влияют, давно сформирован. А вот смотреть надо обязательно. Иначе как «пропитываться ненавистью».
Для кого-то стакан наполовину полон, для кого-то — наполовину пуст. Кто-то думает, что статистика знает все, кто-то понимает, что в каждый дом и в каждую голову заглянуть невозможно, и не пытается объять необъятное.
Кто-то, не задумываясь о реакции на его произведения, увлеченно пишет, кто-то подсчитывает, во что выльются его творческие усилия.
Кто-то, увидев опечатку коллеги, тихо исправит или предупредит автора об ошибке, а кто-то с радостным сарказмом, используя незначительный промах, попытается лишний раз упрочить свою позицию навязывания оппонентам черно-белое видение мира.
Именно за многогранный в своей неоднозначности взгляд на ситуацию мне импонируют статьи Екатерины Гонзалес Гальего.
Прав был, все-таки, Галич, когда опасался тех, «кто, знает, как надо». Полностью с ним согласен.
«Пуляризация писателей» — отличный повод поиронизировать вволю.
У меня возникли другие ассоциации: «пуляризация» от слова «пуля».
Отлитая для каждого талантливого писателя и поэта — виртуальная, как в комментарии к статье Екатерины, или - реальная, как в свое время — для некоторых всем известных исторических персонажей.
Время меняется. а отношение к оппоненту — нет.
А жаль.