Написать автору
Оставить комментарий

avatar

ДАТЫ, СОБЫТИЯ И ОДНА ИЗ ГОРЕСТНЫХ ЗАМЕТ

Сегодня Международный день родного языка. Он был уреждён 30-й Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1999 году и впервые отмечался 21 февраля 2000 года.

Сегодня день памяти Михаила Шолохова. Он скончался в станице Вёшенской 21 февраля 1984 года.

Родился Михаил Александрович 24 мая 1905 года. По старому стилю — 11 мая. В 1863 году этот майский день впервые был отмечен в Российской империи как День славянской письменности — в память о равноапостольных святых Кирилле и Мефодии, даровавших миру кириллицу.

С 1959 года 24 мая празднуется как День Кирилла и Мефодия в Болгарии.

В 1959 году Михаилу Шолохову была присуждена Ленинская премия. Писатель передал её на строительство средней школы в станице Каргинской Вёшенского района.

России ждать возрождения Дня Кирилла и Мефодия пришлось до 1991 года, когда президентским указом 24 мая было объявлено Днём славянской письменности и культуры.

Возвращаюсь памятью в тот февральский день 1984 года, когда в областной комитет по телевидению и радиовещанию пришло известие о кончине Шолохова.

Уже в полдень меня включили в группу, которую возглавил кинооператор Валентин Андреевич Тимошенко. Наш «уазик» изо всех сил преодолевал скверную зимнюю трассу. Каждые полчаса включали радиоприёмник, слушали то первую программу Всесоюзного радио, то «Маяк». Стемнело, а сообшений о смерти Шолохова всё не было. Восемнадцатичасовой выпуск «Последних известий» открылся информацией о том, что в Шахты прибыл для встречи с избирателями член Политбюро ЦК КПСС Михаил Сергеевич Соломенцев. Мы с Тимошенко понимающе переглянулись: раз в области бывший первый секретарь обкома Соломенцев, значит, он-то и будет на похоронах. Но о Шолохове опять ни слова. Только в 19 часов после того же сообщения о Шахтах и ещё двух информаций подобного рода мы услышали очень немногословный некролог.

Похороны были через день, 23 февраля.

Соломенцев на них не приехал. Вместо него прислали секретаря ЦК Зимянина. Он не был известен по портретам и показался мне каким-то маленьким и невзрачным. И надгробная речь его уступала не только писателям Маркову, Михалкову, Калинину, Закруткину, но и секретарю райкома Булавину.

Впрочем, ни отсутствие Соломенцева, ни присутствие Зимянина, ни многое другое, суетное, ничего не значили для того, кто лежал в гробу, слишком просторном для сухонького тела. Как и то, что через 15 лет печальный для Дона день 21 февраля по стечению обстоятельств ЮНЕСКО объявит Международным днём родного языка.

Комментарии — 1

  1. Борис Вольфсон

    Три имени: Шекспир, Рембо и Шолохов. Разные судьбы, разные страны и эпохи. Но есть нечто, роднящее нашего прославленного земляка с английским и французским классиками.
    Так же, как и в случае с Шекспиром, не утихают споры о том, был ли Шолохов автором приписываемого ему великого романа.
    Аргументы против:
    1) был слишком молод (всего пятнадцать лет), когда «якобы» начал его писать;
    2) ни в одном другом произведении не достиг уровня «Тихого Дона», а потом и вовсе замолчал на долгие десятилетия;
    3) выступив в «Тихом Доне» как великий гуманист, впоследствии замарал себя публицистическими непристойностями, присоединившись, в частности, к травле арестованных писателей Синявского и Даниеля;
    4) наконец, просто спился.
    Аргументами в поддержку Шолохова наполнены многочисленные и толстые тома. Кому не скучно, может их прочитать. Ни ссылки на норвежских программистов, ни демонстрация неожиданно возникших рукописей меня лично в полной мере не убеждают. Но все же я вполне допускаю, что «Тихий Дон» написал именно Михаил Александрович Шолохов. И вспоминаю я при этом не о Вильяме Шекспире, а об Артюре Рембо.
    Он тоже начал писать в пятнадцать лет, а в девятнадцать окончательно бросил, но за это время успел заложить основы символизма. И образ жизни Рембо не вызывает особых симпатий: наркотики, дебоши, гомосексуализм. А потом по некоторым, впрочем не вполне достоверным, сведениям — работорговля.
    Никто, правда, не оспаривал право Рембо считаться истинным автором его стихов. Это в отличие от Шекспира. И Шолохова. Но, честно говоря, авторство «Гамлета» и 90-го сонета занимают меня постольку-поскольку. Любопытно узнать правду, но не более того. А вот загадка Шолохова волнует по-настоящему. Кто он все же был на самом деле: гений — не одной ночи, но одного романа, всю последующую жизнь запивавший горькой покинувший его талант, или же это подставное лицо? Но чье и зачем? И куда вдруг подевался этот самый талант? Не выдержал груза свалившейся на него славы? А может быть его разрушение, приведшее к последующему разрушению человеческой личности писателя, связано с общим историческим фоном и физической невозможностью создать столь же художественно правдивое произведение о событиях тридцатых и сороковых годов?
    В любом случае, Шолохов — это фигура загадочная и трагическая, ожидающая не столько биографа-аналитика, сколько другого великого романиста. Силой художественного прозрения он сумеет угадать эту судьбу в ее неразрывной связи с великой и трагической судьбой России ХХ века.

Добавить комментарий

Реклама на сайте

Система Orphus
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.