Написать автору
Оставить комментарий
Человечество. Тема — можно писать всю жизнь. И времени все равно не хватит. Но можно высказаться исключительно телеграфно и уложиться в ряд тезисов. Наш путь — второй (боюсь, даже он, в конце концов, окажется избыточно трудоемким).
На всякий случай напоминаю — тематика не предполагает абсолютной истины. Концепций объясняющих феномен человечества великое множество. И еще — никому ничего доказать невозможно. Да и не нужно. Главное, набраться терпения и объяснить все самому себе. Не забывая при этом фиксировать источники своего персонального знания (символа веры). Тем более что иногда в ситуации надвигающегося бессмысленного спора бывает достаточно продемонстрировать оппоненту свои теоретические знамена, и тем избежать ненужного столкновения.
Поэтому сразу укажу составные части моей позиции. В определении самого общего вектора развития человечества (глобальный план), это более или менее значительные элементы теории социальной синергетики (мне близка версия, изложенная в работах А.П.Назаретяна), «ноосферные» кон-цепции В.И.Вернадского и французского христианского философа середины ХХ в. П. Тейяра де Шардена; принципы диалектики, в развернутом виде зафиксированные Ф. Гегелем и «приложенные» к реальности К. Марксом-Ф.Энгельсом.
Для понимания специфических поворотов исторического процесса, а также анализа его текущего периода, могут быть использованы некоторые положения социал-демократической теории (модернизированного марксизма, одним из ярких представителей которого в современной России является Б.Ю.Кагарлицкий); отдельные тезисы концепции этногенеза Л.Н.Гумилева (избавленной от подчеркнутой авторской утрировки вроде того, что всем этносам «природой» отмерена одна и та же продолжительность жизни); положения цивилизационной модели Г. С.Померанца. Названными источниками моя персональная база видения человечества не ограничивается, но остальное — уже набор «с бору по сосенки», позволяющий варьировать Н.А.Бердяева с К. Ясперсом, С. Хантингтона с Н.Н.Моисеевым и авторами «Римского клуба».
Наконец, я православный человек. Как соотносится православие с мои-ми научными взглядами — не вопрос. Никак не соотносится, это существование параллельных миров. Хотя очевидно, что такая параллельность не бывает абсолютной (на какой-то глубине пересечение и сопряжение всех духовных скреп человека неизбежно). Такова конкретная диалектика моей жизни. Если разбираться по существу, она не более парадоксальна, чем любая современная концепция Универсума (например, теория «струн»
Итак, к тезисам. К тому, что я подобрал для себя из существующего изобилия гипотез и теоретических подходов. Начнем с самых общих положений, постепенно спускаясь к реалиям современного человеческого мира и его возможного будущего. Соответственно текст будет разбит на три самостоятельных части:
1) человечество и общий принцип эволюции мира;
2) земная цивилизация (механизмы развития и основные результаты);
3) возможные сценарии развития человечества.
Как видим, предлагаемый маршрут лежит от предельно общего к частному. Конечно возможны и другие подходы, но у меня полная убежденность, что рассматривать историю человечества автономно от истории мира бессмысленно. А чтобы мгновенно не утонуть в бесконечных деталях земной реальности имеет смысл сразу обозначить центральное русло эволюции, задающее основные векторы развития и нашей цивили-зации.
Тезисы о предельно общем
1. Развитие человечества не является автономным «земным делом», но представляет органическую часть вселенского процесса постепенного ус-ложнения форм материи от первоначального простейшего («протофизического») состояния до разумной и последующих сверхразумных своих форм.
2. Учитывая масштабы космоса и «повсеместный» характер перехода материи от протофизической к физической и химической формам, практически нет сомнения в том, что аналогичные земному эволюционные прорывы от «химии» к «биологии» или точнее — к жизни (поскольку теоретически не исключены и ее небиологические варианты) множественны. Мне представляется — даже весьма и весьма множественны. А вот просто множественны во вселенной прорывы следующего системного уровня — от жизни к разуму.
3. В этом плане, развитие человечества — естественная стадия развития мира в его поступательном подъеме от простейшего состоянию к все более сложному и высокоорганизованному. Заметим, что данный восходящий вектор развития мира противополагается известной закономерности, свидетельствующей о большей устойчивости более простых форм бытия. Действительно, чем проще форма материи, тем она «надежней», тем сложнее какому-либо катаклизму опрокинуть ее вниз. Все так. И, тем не менее, материя миллиарды лет упорно ползет вверх, переходя с одной ступеньки на другую (вопрос о Первопричине данного восходящего вектора мы сейчас рассматривать не будем)
4. В известной нам части вселенной высшая форма материи, ее системный «авангард» представлен человечеством. Но было бы крайне самонадеянным предполагать, что оно в своем современном варианте есть венец творения, конечный пункт процесса развития и усложнения материального мира. И второе — высокий статус земной цивилизации, как авангарда вселенской эволюции в нашем сегменте реальности, не является для человечества «охранной грамотой», гарантией от гибели, в том числе через возможную самоликвидацию. Мировой эволюционный процесс построен на постоянных «откатах» материи к более простым формам, сдачи уже взятых плацдармов и новых прорывах вверх в других пространственно-временных сопряженностях вселенной. Материя могла бессчетное число раз скатываться от химии к «физике, от биологии к химии. Абсолютно не исключен и возврат от «разума» к «биологии» или даже добиологическим формам.
5. Вместе с тем, прорыв материи на каждую следующую ступень связан с появлением у нее инструментов/механизмов адаптации, позволяющих данной все менее устойчивой и хрупкой форме бытия сохраняться и упорно продолжать свое дальнейшее развитие. Материя настойчиво карабкается вверх, притом, что падение с каждого нового уровня ее развития, как уже было сказано, становится делом все более легким. Чтобы опрокинуть химию в физику требуется мировой катаклизм. Вернуть биологию (жизнь) в химическое состояние можно всего лишь небольшим сдвигом температурного режима земной оболочки. Спустить человека в животное состояние, «оскотинить» его еще легче. История дает бесчисленное количество примеров, того как неблагоприятные социальные/природные факторы возвращают человеческие общности к уровню простого самовыживания; к полной социальной и психопо-веденческой архаике, заточенной на обеспечение простейших жизненных потребностей человеческих индивидов.
6. Но эти множественные откаты вниз, повторим, не отменяют централь-ного вектора — потока бытия, направленного в сторону усложнения материи. Данное развитие в реальности представляет череду перемежающихся «зон устойчивости» и «узких мест», на которых вероятность срыва материи вниз к ее более простым формам существенно возрастает. Успешно преодолев эти «опасные участки», она выходит к новому полю возможностей (иногда это происходит в пределах одной формы ее развития). Как, например, поступательно прорывалась вперед и вверх земная жизнь, осваивая все новые для себя среды обитания (вслед за водой землю и атмосферу), закрепляясь на все новых высотах «цефализации» (процесс роста мозговой деятельности и нервной активности).
7. Аналогичным образом, становление и развитие человечества шло через ряд критических испытаний — сдачу «экзаменов», каждый раз открывавших перед протолюдьми новое плато возможностей. При этом обратной (абсолютно необходимой и неизбежной) стороной новых возможностей, являлось появление новых проблем, самых серьезных угроз и рисков существованию. Полной гарантии «сдачи» данных системных экзаменов у проточеловечества не было. Тем не менее, оценка каждый раз была положительные и наши предки продвигались дальше. Важную роль в успешном преодолении узких мест развития, очевидно, играло наличие ряда рукавов антропоидного развития — на острие эво-люционного вектора находилось несколько популяций. Причем лидеры этой эволюции, находясь в жесткой конкуренции за нишу обитания.
8. Среди финишеров процесса антропогенеза, как известно, были кро-маньонцы и неандертальцы. В конце концов, планета осталось за первыми. Однако и вторые не были истреблены полностью. Достаточно посмотреть на Николая Валуева, чтобы убедиться — неандертальская порода, в свое время не была изведена под корень, влившись составным элементом в ряды Homo Sapiens.
9. Становление Человека Разумного окончательно переместило «авангард» материи, острие ее эволюционного движения на уровень цивилизации. Развитие биосферы не прекратилось, но «эстафетная» палочка мировой эволюции перешла к человечеству, которое включило совсем другие скорости развития. Масштабный количественный рост основных характеристик цивилизации, требовал уже не десятков миллионов лет, а укладывался в десятки тысяч лет. Но и этот темпоритм, по мере преодоления человечеством очередных узких мест своего развития, все более ускорялся (одним из таких проблемных участков, в частности был переход от собирательства к производящему хозяйству — «неолитическая революция»).
10. Тем самым, развитие человечества представляло последовательное хозяйственное освоение и демографическое заполнение ряда все более обширных эколого-ресурсных ниш, открываемых в процессе материально-технического прогресса цивилизации. Когда хозяйственно-культурные масштабы человечества переставали укладываться в открытую для него природную нишу, приходила пора очередного исторического «экзамена», сдача которого и открывала новую более обширную эколого-ресурсную базу, позволяя обществу значительно увеличивать демографический потенциал, существенно расширить хозяйственную деятельность, нарастить технологическую мощь.
11. Следствием провала каждого такого «экзамена» могли быть или ликвидация человечества, или его ощутимое отступление в демографиче-ском, социально-экономическом, технологическом, культурном отношении. Во втором случае существующая эколого-ресурсная ниша снова должна была стать для общества достаточно просторной, чтобы некоторое время развиваться, не ощущая «пределов» роста. В известной мере именно таким системным откатом был переход от античной цивилизации к «темном» векам раннего средневековья.
12. Развитие человечества идет через непрерывную динамику значительного множества социальных организмов разного генезиса и системного уровня (племен, народов, стран, империй, цивилизаций), демонстрирующих все виды взаимодействия — от смертной вражды и острого бескомпромиссного соперничества до широкой палитры «положительных» форм коммуникации (разнообразной кооперации, обмена, заимствований
13. Но развивается не только материальная сторона цивилизации. Обнаруживается существенное продвижение и в системе показателей фиксирующих, условно говоря, общий уровень «гуманизации» человечества. Хотя данная сфера связана не с простым количественном наращением внешних показателей, а внутренним («качественным») ростом цивилизации, который, как уже говорилось, в третьей части, носит пульсирующий характер, идет рывками. Эти рывки, в значительной степени, все равно определяются ростом материальной цивилизации, являясь при этом иллюстрацией максимально сложной диалектики социального мира — перехода внешнего материально-технического количества цивилизации в ее внутреннее гуманистическо-духовное качество.
14. Этот внешний рост земной цивилизации и сопряженное с ним внутреннее развитие человечества — признаки и характеристики мирового эволюционного процесса, о котором говорилась в первых тезисах. «Восхождение» бытия продолжается. И то что в настоящее время, в нашем сегменте реальности именно человечество представляет вершинную форму развития материи, только эпизод, а не финальный аккорд данного эволюционного тренда. А значит, цивилизацию ждут большие перемены.
Но эта тема предполагаемой третьей части.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2011 Ростовское региональное отделение Союза российских писателей
Все права защищены. Использование опубликованных текстов возможно только с разрешения авторов.
Создание сайта: А. Смирнов, М. Шестакова, рисунки Е. Терещенко
Все тексты сайта опубликованы в авторской редакции.
В случае обнаружения каких-либо опечаток, ошибок или неточностей, просьба написать автору текста или обратиться к администратору сайта.
Пробую читать Назаретяна. Только начала «Цивилизационные кризисы». Спасибо, Серёжа, за навигацию и за внятное и доступное изложение сложнейших вещей. Дико интересно. От твоего п. 14 просто оторопь, жду продолжения.